Общие интересы + коллективные поиск и творчество + взаимообогащающее общение + совместное решение значимых задач и переживание успехов + заинтересованность в продолжении поиска и творчества – таковы механизмы творческого коллектива как структурно-функциональной основы педагогики творчества.
Работа педагогов-организаторов творческих студенческих коллективов идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования творческого коллектива. Первое подразумевает закрепление потребности в творчестве, развитие новаторской позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками. Второе ведет к переходу от спонтанных объединений по интересам к стабильным коллективам, сплоченным значимой творческой деятельностью. С точки зрения педагогики творчества творческие коллективы могут формироваться только естественным путем, когда его участники свободны в выборе деятельности. В то же время творческие коллективы так или иначе должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого коллектива, концертами, экскурсиями, встречами, презентациями.
В условиях творческих коллективов имеет место особая восприимчивость студентов к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Как по лестнице поднимаются они к вершинам творчества, проходя закономерные фазы творческого роста и самореализации, обретая творческую направленность:
3 «Самоотдача» | ||
2 «Достижение» |
Формирование мотивов общественной пользы и лидерства, стремление к трансляции ценностей и опыта творческой деятельности, приобретение опыта руководства творческими коллективами. | |
1. «Дебют» |
Принятие ценностей творческой деятельности, формирование новаторской позиции, мотивов достижений, работы над собой, объединения со сверстниками. | |
Приобщение к творчеству, овладение его основами, формирование мотивов познания и увлечения любимым делом. |
Воспитательный процесс, оптимизируемый системой, становится эффективнее, так как при этом формируется особая общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Макровоспитательная система, формирующаяся в нем, улавливает, поддерживает и распространяет социальные новации, мощную энергию коллективной творческой деятельности.
Вопрос об отношениях творческого коллектива и личности его участника – один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность.
творческий студенческий коллектив педагогический
Взаимоотношения творческого коллектива и личности его участника в условиях творческой деятельности обусловлены следующими факторами:
типом личности студента; соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности и творческого коллектива; наличием и характером неформальных микрогрупп; неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем творческого коллектива; заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого студента.
Творческое преобразование мира – высшее проявление человеческой природы, обеспечивающее движение к более сложным, совершенным формам общественной жизни. Люди творят, созидая культуру, а культура творит людей. Культура динамична и изменчива в силу творческой природы людей, неустанно созидающих, сохраняющих и транслирующих грядущим поколениям культурные ценности. Воздействие их на людей огромно. Творцы заставляют сопереживать им, осмысливать их идеи, проникаться их духом, открывать новые горизонты реальности в направлениях, заданных ими.
Педагогические заметки:
Характеристика особенности младшего школьника
Для того что бы применять игровой метод важно знать психологическую характеристику каждого возраста, что бы правильно и эффективно выбрать игровой метод. Одним из ученых, занимающихся психологической характеристикой младшего школьника была Негневицкая Е.И., она считала что, для того чтобы успешно р ...
Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития те ...
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ...