Тревога и её изучение

Страница 1

На ранних этапах научной психологии изучаются разновидности страха, в то время как в психотерапии, которой приходится иметь дело со стойкими страхами при функциональных нарушениях психики, появляется термин «тревожность», чаще понимаемый как длительное диффузное и неспецифическое состояние, причина которого индивиду не известна.

Это представление в значительной степени выросло на идеях З. Фрейда, который отделял реальный страх от невротической тревожности (на неизвестную опасность) и от моральной тревожности. Чаще всего отсчёт исследований тревожности начинается с работ Фрейда, в который можно найти базовое представление об отдельном неврозе тревожности, отличающемся как от неврастении, так и от других негативных эмоций и состояний чувством беспокойства, хроническими опасениями и всем тем, что описывается словом «нервозность», при этом сопровождающемся всеми теми физиологическими симптомами, которые Дарвин описал для страха .

В разных работах Фрейда обнаруживаются, по крайней мере, два варианта объяснения тревожности: 1) как результата разрядки подавленного сексуального влечения; 2) как сигнала о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Тем самым, по Фрейду, неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению по преодолению опасности. При этом необходимо отметить важность указания Фрейда на два потенциальных источника угрозы – внешний мир и внутренние импульсы. При первом источнике угрозы возникает объективная реакция тревоги, которую он считал синонимом страха. В этом случае речь идет о достаточно адекватном восприятии внешней угрозы и эмоциональная реакция пропорциональна величине внешней угрозы. Это выражается в виде простой схемы из трех основных взаимосвязанных компонентов:

Объективная Воспринимаемая Тревога

опасность угроза (стрессор)

В свою очередь, невротическая тревога включает комплексный процесс, вызываемый производными неприемлемых, запрещенных внутренних импульсов, которые наказываются в детстве и, соответственно, подвергаются репрессии. Субъективная и физиологическая симптоматика в этом случае такая же, однако, источник опасности, будучи репрессирован, не осознается. Именно в силу этого невротическая тревога ощущается как «беспредметная» или, как в случае фобий, не осознается связь пугающих явлений с исходной ситуацией опасности. Соответственно, эмоциональная реакция в этом случае непропорционально велика по сравнению с реальной угрозой.

Впоследствии Анна Фрейд трактует тревожность как беспредметное состояние ожидания неопределенной угрозы, а Карен Хорни говорит об очевидной иррациональности тревоги и ощущении беспомощности при тревожности. Гарри Салливан, который также использует понятие тревожности как центральное, считает это состоянием напряжения, но противоположным напряжению потребностей и активности, направленной на их удовлетворение .

Альберт Эллис с коллегами различают у детей два вида страхов: страхи внешних объектов и страх собственной неадекватности. Второй вид страхов они и обозначают как тревожность. В последующих работах Эллис различает страх как полезную «профилактическую» эмоцию, способствующую бдительности, осторожности в поведении, и тревожность как состояние, основанное на негативной самооценке и ведущее к неадекватному поведению. При этом различаются два вида тревожности: тревожность дискомфорта и «Я – тревожность», причем последняя связана с предвосхищением недостаточного уважения и самоуважения. К аналогичным выводам приходят исследователи тревожности у парашютистов, разделяя по всем субъективным и объективным показателям тревогу вреда (угрозы для жизни) и тревогу стыда (страха оказаться несостоятельными в глазах товарищей).

В последние годы предпочитают описывать тревожность просто как длящийся страх, когда ситуация опасности не снимается, или как совокупность трех компонентов: 1) субъективное переживание «невыразимого и неприятного предчувствия»; 2) восприятие телесных реакций (потение, учащение дыхания и т.п.); 3) поведение, связанное с отстранением или избеганием.

В то же время психоаналитическая теория тревоги подверглась критике, особенно со стороны Реймонда Кеттела, за свой ненаучный характер и преобладание произвольных теоретических конструкций, игнорирующих необходимость процедур точного и объективного измерения тревожности.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Психолого-педегогические исследования развития познавательного интереса учащихся
Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на наш взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые разл ...

Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с ...

Современное состояние специального образования в России
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru