В современный период развития
общеобразовательной школы языковое
образование младшего школьника
и его речевое развитие все более
основательно и обосновано сливаются
в единый учебно-познавательный
процесс.
Т.Г. Рамзаева.
Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее время больше всего снабжена методической литературой. Пожалуй, не было (и нет) ни одного известного учебно – методиста, который оставался бы равнодушным к вопросам методики развития речи. И все же следует отметить, что именно в этой части методики русского языка еще много не решенных вопросов, множество проблем. Н.К. Иванкина, кандидат педагогических наук, доцент, выделяет наиболее значимые:
1. совершенствование лингвистической подготовки учителя к работе над развитием речи младших школьников;
2. уточнение содержания обучения речи младших школьников;
3. совершенствование технологии обучения речи;
4. реализация (внедрение) новых методик в практику массовой школы;
5. уточнение критериев уровня развития речи, перспектив развития речи младших школьников и др.
В настоящее время вопросы методики развития речи решаются с более глубоких, чем раньше, лингвистических позиций.
Рассмотрим требования, предъявляемые М.Р. Львовым к речевым упражнениям.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчеркивать их единой цели).
Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно выносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение.
Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все допустимые возрасту виды работ.
Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других.
Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):
- развернутые ответы на вопросы ( в том числе в беседе);
- различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;
- записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники;
- устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);
- устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;
- рассматривание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок, зачатки литературно – художественного творчества;
- письменные изложения образцовых текстов;
- перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр. (как устно, так и письменно);
- диалоги – пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);
- различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
- статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров;
- письма;
- еловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и др.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники.
В приведенном списке представлена и устная речь, и письменная; преобладает речь монологическая, однако есть и диалог.
Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, а иные дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов: от подражания данным образцом до творческого сочинения, рассказа.
Педагогические заметки:
Современные исследования в специальной психологии и
педагогике объективно подтверждающие положительное влияние искусства на детей с
различными отклонениями в развитии
В России в настоящее время психокоррекционная практика использования разных видов арттерапии с детьми с отклонениями в развитии представлена в работах Ю. Б. Некрасовой «Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся», Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецовой «Психокоррекционна ...
Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка сл ...
Детское
творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...