1. Са – са – са – под кустом сидит лиса.
Сы – сы – сы – у нее черные усы.
2. Ло – ло – ло – вновь на улице тепло.
Ли – ли – ли – прилетели журавли.
3. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.
Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого используют такие упражнения:
1. Правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли,
Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина измазалась в грязи.
2. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой ж тебе встретилось?
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе – кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
Щенок жалобно пищит,
Тащит он тяжелый щит.
Развитию дикции у детей помогает и загадки. Они развивают слуховое внимание, а благодаря тому что некоторые из них насыщены каким – то определенными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.
Белая скатерть все поле покрыла.
(Снег).
С (Сь) Рыжая с пушистым хвостом.
Живет в лесу под кустом.
(Лиса).
В воде купался, сухим остался.
(Гусь).
Бегут по дорожке. Доски да ножки.
(Лыжи).
ЖСтранная звездочка с неба упала,
мне на ладошку легла – и пропала.
(Снежинка).
Следующая ступень ознакомления детей со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов.
Предлагаемые ниже игры и упражнения направляют снимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогает им понять деление слов на слоги и определить ударный слог:
1. Договори последний слог:
Я начну, а вы кончайте,
Часть любую добавляйте,
Можно "сы", а можно "са",
Бу - … , ве - …, но - …, ро - …, ли…, ко -….
2. Придумай слова. которые по звучанию похожи на данные словосочетания.
Кры – кру – кро – идет игра.
Бо – бу – бы – стоят столбы.
До – ду – да – гудят провода.
В огромном море пособий для учителей начальных классов не так уж много оригинальных материалов, направленных на формирование интереса детей к чтению, развитие из творческих и интеллектуальных способностей. В книге И.Г. Сухина "Занимательные материалы" приводятся скороговорки, загадки, викторины, кроссворды, чайнворды, тексты, дидактические рассказы и сказки, загадки, ребусы, нестандартные игры, шуточные задания.
Для каждого из четырех классов начальной школы приведены соответствующие задания.
Среди задач данной книги – помочь педагогам приохотить ребят к чтению и придумыванию сказок, дать информацию о книгах, пользующихся устойчивым спросом у детей, подарить материалы для занимательного чтения, развития речи, для проведения всевозможных конкурсов, представить интересный материал для школьных и внешкольных мероприятий.
И.Г. Сухин в книге "Занимательные материалы" представил литературные викторины, кроссворды – тексты по произведениям А.С. Пушкина, Н.Н. Носова, А.Л. Барто, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, и др.
Нельзя оставить без внимания представленные И.Г. Сухиным исторические сведения о скороговорках, палиндромах (перевертышах), о старинных загадках – шутках, анаграммах, о кроссвордах.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского государственного педагогического университета Г.А. Бакулина, предлагает "использовать комплексные интеллектульно- лингвистические упражнения на уроках русского языка".
Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе предлагает использование нового типа лексико – орфографических упражнений, которые имеются комплексными интеллектуально – лингвистическими. Они направлены на существенное увеличение интеллектуального развития младших школьников, на повышение интереса к русскому языку и как следствие этого – на усилие эффективности его изучения.
Комплексность данных упражнений многоаспектична. Во – первых, она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Во – вторых, формирование каждого из этих двух составных также осуществляется комплексно. Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряды его качеств (внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи, и т.д.). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности.
Педагогические заметки:
Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе
математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном - Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы. - Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях. Например: Карта социального риска Выявлено _ семей, оказавшихся в социально опасном положении Проблемы семьи Количест ...
Особенности использования метода проекта для формирования речевых умений
школьников
Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понят ...