Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого – культура речи и культура общения
Общеизвестно, что овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
В последние годы в методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых методистов и учителей – практиков к проблемам развития связной устной и письменной речи. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолитвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой, которыми занимались А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова, во-вторых, тем, что в методике обучения родному языку на смену грамматическому направлению постепенно, но уверенно приходит коммуникативное направление, то есть на первое место ставится обучение родному языку, как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации или, как определяют это направление методисты, "языковому существованию". Формирование и развитие коммуникативного направления в школах России связано с именами М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой, В.Г. Горецкого и других.
Искать новые пути в обучении русскому языку младших школьников заставляет также часто неудовлетворительный результат обучения в средней школе, когда выпускники затрудняются в выборе речевой реакции, адекватной возникшей ситуации общения, не могут свободно выразить свою мысль в слове, самостоятельно рассуждать.
Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как "основы речевого навыка закладываются в начальной школе" и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала "долгая, кропотливая работы учащихся и учителей" (М.Г. Львов).
Путь обучения языку должен быть коммуникативным, причем не только и не столько репродуктивным (направленным на простое повторение готового образца), сколько продуктивным (направленным на формирование умения использовать усвоенный образец в изменившейся речевой ситуации), поэтому что он требует речевой активности, проявления творческого начала, свойственно ребенку.
Современному учителю начальной школы предложено множество речеведческих программ, методических комплектов дидактических материалов, в которых добротно, с нужной дозировкой представлена речеведческая теория: "Детская риторика в рассказах и рисунках" (под ред. Т.А. Ладыженской); "Школа творческого мышления" (М.Р. Львов), программа "Речь" (Л.Д. Мали и др.), программа и методические разработки уроков "Культуры общения" (Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин и др.)
Особое внимание в данной работе мы обращаем на УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф. Виноградовой).
В данной программе последовательно реализуется цель развития речи учащихся. Место развития речи четко определено – одни или два урока в неделю, в программе указаны темы и виды учебной работы, при реализации которых будет решена проблема развития письменной речи учащихся. Авторы данного комплекта считают совершенно необходимым разведение работ по развитию учащихся по двум предметам: письменная речь развивается на уроках русского языка, а устная на уроках риторики.
Проблема исследования: определить, какие задания способствуют развитию речи младших школьников.
Объект исследования: уроки русского языка.
Предмет исследования: современные аспекты развития речи младших школьников.
Цель исследования: выделить современные задания по развитию речи (УМК "Школа XXI века"), обобщить опыт работы учителей в этой области.
Задачи:
1. изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по вопросам развития речи;
2. рассмотреть понятие "развитие речи", "связная речь", "речевая деятельность";
3. выделить особенности развития речи и требования к речи младших школьников;
4. охарактеризовать современный урок русского языка;
5. вычленить задания, способствующие развитию младших школьников, обобщая опыт специалистов;
6. дать характеристику УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические:
а) анализ литературы изучения психолого – педагогических условий, способствующих развитию речи младших школьников;
б) изучение заданий способствующих развитию речи на уроках русского языка.
Эмпирические:
а) изучение опыта учителей с целью обнаружения и обобщения заданий, способствующих развитию речи младших школьников.
Апробация: Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы на методическом объединении учителей начальных классов.
Практическая значимость: Вычленение заданий с опорой на передовой педагогический опыт, которые способствуют развитию речи младших школьников. Эти задания учителя могут использовать в практике своей работы.
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь 0 основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная умственная и письменная речь ученика показатель его умственного развития. [Политова 39].
Речь – это один из видов общения, которые необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли.
В словаре С.И. Ожогова дано пять значения слова речь.
1. Способность говорить, говорение.
(Владение речью. Отчетливая речь).
2. Разновидность, стиль языка.
(Стихотворная речь. Устная и письменная речь).
3. Звучащий язык. (Русская речь музыкальна)
4. Разговор, беседа. (Умные речи приятно и слушать. О чем речь!).
5. публичное выступление (Выступить с речью).
М.Г. Львов выделяет при значения речи:
а) речь, как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;
б) речь, как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;
в) речь, как жанр устного, ораторского выступления. Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.
Педагогические заметки:
Особенности подготовки педагога к занятиям в среднем специальном учебном
заведении
Каждое занятие в среднем специальном учебном заведении должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития. Особенности специальных дисциплин, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к за ...
Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Можно сформулировать и т ...
Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольных учреждениях
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. На современном этапе развития общества ведущей социальной проблемой является проблема сохранения и разви ...