Рассмотрим особенности построения курса "Русский язык" в учебно – методическом комплексе "Школа XXI века".
Родной язык занимает центральное место среди общеобразовательных предметов средней школы. В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного языка занимает главенствующее положение. Связано это с той ролью, которую играет язык в жизни человека: ведь именно при помощи языка происходит общение между людьми.
Научить общению – это не значит научить языку. И изучение языка совсем не предлагает автоматического улучшения общения между людьми.
При понимании огромной значимости изучения, родного языка до сих пор идут споры о том, чему учить и как учить.
Авторы "Школа XXI века" учебно – методического комплекса Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, считают, что в основе обучения русскому языку в школе лежат три цели:
1. Познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.
2. Сформировать навыки грамотного, безошибочного письма.
3. Сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи).
Практически все существующие на сегодняшний день программы изучение русского языка выделяют эти три центральные цели обучения.
В последнее время тема развития речи необыкновенно популярна, она находит свое отражение и в научных статьях, и в пособиях, и конечно в учебниках по русскому языку. К сожалению, среди последователей и практиков нет единства понимания того, что такое речь и как ее следует развивать. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю, Романова (авторы комплекта) придерживаются той точки зрения, которая была высказана в начале двадцатого века швейцарским лингвистом Фердикандом де Соссюром и которая легла в основу современной лингвистики: речь представляет собой реализацию языка в конкретной ситуации.
Отсюда два принципиальных замечания:
1. язык и речь не одно и то же;
2. по своей природе речь ситуативна.
Эти два замечания с точки зрения, не позволяет подходить к развитию речи так, как это происходит сейчас. Только в конкретной речевой ситуации могут быть сформированы умения, помогающие ученикам правильно создавать собственные тексты, ведь именно это – правильное создание собственных текстов – и является, в конечном счете, целью занятий по развитию речи.
Традиционно принято говорить об одновременном развитии как устной. так и письменной речи. Однако это опять – таки противоречит научным представлениям. Дело в том, что письменная речь не является простым переводом устной речи в письменные знаки, а овладение письменной речью – это не просто усвоить техники письма. Поэтому авторы комплекта считают совершенно необходимым разведение работы по развитию речи учащихся по двум предметам: письменная речь развивается на уроках русского языка, а устная – на уроках риторики (см. учебный комплекс "Детская риторика" под редакцией профессора Т.А. Ладыженской.)
Каждая из поставленных целей обучения русскому языку должна достигаться в рамках отдельного урока, а это значит, что и уроки по развитию речи не должны включать материал, связанный с изучением единиц языка и правописания. Только при соблюдении этого принципиального, с точки зрения С.В. Иванова и др. условия, возможна полная, а главное, правильная реализация тех целей обучения на уроках русского языка, о которых говорят авторы.
Уроки русского языка в школе должны в первую очередь сформировать у ученика умения правильно, без ошибок создавать собственный текст, причем как устный, так и письменный. Упражнения учебника призваны развить способности школьника, связанные с письменной речью.
Работа по развитию речи письменной реи начинается знакомством с центральным понятием – текстом. Мы должны научить учеников видеть текст как цельную по форме организацию авторским замыслом. Необходимо обратить их внимание на последовательность предложений в тексте, на способность текста члениться, на типы текстов описание, повествование, рассуждения. Мы должны познакомить учеников с планом текста, научить из составлять план текста и писать текст по заданному плану. Иными словами, во втором классе четко отрабатывается структура текста. Необходимо отработать такие понятия, как правильность, логичность, четкость, богатство, выразительность, лаконичность речи. Это направление в работе по развитию речи можно назвать работой по культуре речевого высказывания (такая работа с текстом начинается в третьем классе).
Следующие направление – работа над жанрами письменной речи: здесь и учебные жанры – изложение, сочинение (ученики начнут знакомиться с этими жанрами в третьем классе), рецензия, отзыв, реферат, и бытовые жанры – записка, поздравление, письмо.
Педагогические заметки:
Организация проведения занятий в малокомплектном детском
саду
Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" и с
учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов [1, с.102]: 1) ...
Психолого-педагогические основы творческой активности детей
старшего дошкольного возраста
Определяя влияние устного народного творчества на формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста, мы обратились к философским работам по проблемам творческой активности и художественного творчества (Е.А.Ануфриев, Ю.Б.Борев, Ю.Ф.Бухалов, Г.Л.Ермаш, А.И.Лилов, Я.А.Пономарёв и ...
Электронный документооборот для управления образованием и образовательных
учреждений
Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой д ...