Не рекомендуется увеличивать количество творческих заданий. Важно не то, что и о чем ученик пишет, важно как он пишет. Необходимо отслеживать малейшие неудачи, сбои, ошибки и учить их исправлять.
В учебнике третьего класса предлагают не только небольшие тексты, не только фрагменты крупных текстов, но и объемные авторские тексты.
Тексты некоторых упражнений тематически объединены, они повествуют о камнях и цветах, многие связаны с содержанием курса "Окружающий мир". Это позволяет расширить работу с текстами. Пусть ученики увидят текст с разных сторон: как источник информации и как художественного произведение.
В четвертом классе продолжается работа начатая во 2-3 классах. Дети продолжают подбирать заголовки, делить текст на абзацы, составлять план текста, определять типы текстов. Дети учатся создавать собственные тексты, писать изложения и сочинения.
Кл. |
Тема |
Виды заданий |
2 |
Текст Текст Заголовок Текст Окончание текста Начало текста Учимся составлять текст Абзац План текста Текст – описание Текст – повествование Текст - рассуждение |
Сравнение текста с другими единицами языка. уже знакомыми ученикам. Различение текста и не текста. Анализ текста и его заглавие. правильно подобрать заголовок из предложенных Сформулировать основную мысль текста. Анализ заголовков, выбор подходящего. Исправление неточных заголовков. Подбор возможных окончаний к незаконченным текстам. Восстановить начало предложенного текста. Составление начала текста с опорой на заголовок. Поиск и устранение нарушений в тексте. Составление текста по заданному заголовку и началу. Редактирование неправильного текста. Деление текста на абзацы. Сравнение различных вариантов оформления одного текста. Выделение абзацев в тексте. Наблюдение за связью основной мысли текста с "микротемами" каждого абзаца. Составление текста по заданным абзацам. Исправление деформированного текста. Корректирование текста с нарушенной последовательностью абзацев. Выявление основной мысли текста и "микротем" каждого абзаца. Выделение ключевых слов текста и абзацев. По ключевым словам, заглавного и основной мысли восстановить текст. Исправление нарушенного порядка абзацев в тексте. Составление текста на заданную тему. Озаглавливание текста по предложенному плану. Составление плана текста. Корректирование готового плана текста. Анализ плана текста, составленного по заданному заголовку и сформулированной основной мысли. Особенности текста – описания. Составление текста – описания с опорой на рисунок. Сравнение текстов. Выделение ярких образных выражений в тексте – описании. Анализ текста – описания. Выделение в тексте – описании образных выражений. Составление плана текста – описания. Определение типа текста по заглавию. Установление последовательности событий в тексте. Сравнение текстов описания и повествования. Составление текста по плану и основной мысли. Анализ текста и выявление в нем признаков описания и повествования. Сравнение текстов. Создание текста – рассуждения с опорой на рисунок. Выделение синтаксических конструкций. |
3 |
Признаки и типы текста Текст и заглавие Учимся писать письма Учимся писать изложения Учимся писать сочинения |
Составление плана текста. Наблюдение над текстом описанием. Подбор заголовка. Выбор окончания текста. Формулирование основной мысли. Определение типа текста. Выбор подходящего заголовка Выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего заголовка. Анализ и корректирование текста. Восстановление последовательности предложений в тексте. Восстановление абзацев в тексте. Составление плана текста по вопросам. Обращение в письмах. Составление плана письма. Корректирование текста письма. Восстановление начала письма. Исправление письма. Корректирование текста и избыточным употреблением фразеологизмов. Написание плана с опорой на текст. написание письма с пересказом изложенной истории первого лица. Обобщение сведений, необходимых для написания изложения. Написание изложение текста – описания. Пересказ от первого лица. Составление плана и запись по памяти одного абзаца текста. Корректирование готового плана текста. Написание текста по данному плану. Создание текста – рассуждения. Письменный пересказ текста с элементами сочинения. Анализ текста, обсуждение плана. Отличие сочинения от изложения. Анализ сочинения, подбор заголовка. Исправление нарушений в тексте. Исправление нарушений в тексте. |
4 |
Письмо Типы текстов Работа с текстом Изложение Сочинение |
Постскриптум и его в письме. Анализ письма с использованием постскриптума. корректирование текста. Подбор заголовков, состояние плана. продолжение текстов. Узнавание типа текста. Самостоятельное составление текста. составление текста для продолжения рассказа. Написать продолжение рассказа. Исправление приведенных речевых ошибок в высказываниях. Выявление эмоционально – окрашенных слов и словосочетаний. Создание текста с использованием противопоставления. Сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Передача текста по памяти. Составление плана, языковой разбор текста. Записью памяти части теста. Создание возможного окончания текста (элементы сочинения) Пересказ текст от 1-го лица с элементами сочинения. Пересказ от 3-го лица. Написание краткого изложения. Озаглавливание текста. Составление плана. Поиск образных слов и выражений. Написание продолжения и окончания текста. Написание рассказа – описания в основе которого лежит народная примета. Написание мини- сочинения Мини – сочинение – рассуждение с опорой на вопрос к тексту. |
Педагогические заметки:
Приоритетные направления развития педагогической науки в современных
условиях
Школа — социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать тв ...
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...
Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в
учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...