В школе нет ни одного урока, где бы не говорили, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют знания новых (незнакомых, для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д.
Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысливание речевого опыта школьников.
Работа над развитие речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены современные аспекты развития речи на уроках русского языка (УМК "Школа XXI века").
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу мы рассмотрели понятия речи, речевой деятельности, видов речи.
Специалисты по разному рассматривают понятие речи. Мы остановимся на том, что речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.
Речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс сознания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия в различных ситуациях общения.
В речевом общении участвуют, как минимум двое: говорящий или пишущий и слушающий или читающий.
Неозвученная или ненаписанная речь – это внутренняя, или мысленная, речь, так сказать, речь для себя. Речь, таким образом, подразделяется на внешнюю, т.е. речь для других и внутреннюю, речь для себя. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на четыре вида: говорение, слушанье, письмо и чтение.
Рассмотрели особенности развития речи и требования к речи младших школьников. Убедились в том. что для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков, есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна.
Первым условием возникновения и развития речи является потребность высказываний. Методическим условием развития речи учащихся является, во –первых, создание ситуаций, вызывающих и школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того о чем нужно сказать. Методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений, о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и обобщение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом, слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение их средствами языка. Детям нужно дать образцы языка создать для них хорошую речевую среду.
Кроме того специалисты выделяют требования к речи. Они таковы: содержательность, выразительность, ясность, правильность, произносительная сторона речи и чистота.
Охарактеризовав современный урок русского языка. выявили требования к современному уроку, выяснили о том, что:
- на уроке должна царить атмосфера сотрудничества;
- необходимо слияние трех решаемых задач (дидактический, развивающей, воспитывающей) в триединую;
- уроки должны быть лингвистически грамотными по трактовке понятий и по организации работы над ним;
- урок должен быть относительно законченным, целостным произведением с определенной логикой развертывания учебной деятельности школьников.
Обобщив опыт специалистов, вычленим задания, способствующие развитию речи.
Современные задания по развитию речи следует использовать в
начальных классах.
Изучив опыт учителей и особенности работы по развитию речи в УМК "Школа XXI века", мы пришли к выводу.
Развивать речь младших школьников можно с помощью:
- нетрадиционных приемов (речевых игр);
- комплексных интеллектуально – лингвистических упражнений;
- речевые ритмики;
- упражнений, направленных на технику речи;
- занимательных материалов;
- текста – модели;
- упражнения направленных на состояние модели сказки.
Современному учителю начальной школы предложено множество речеведческих программ, методических комплектов, дидактических материалов. В учебниках много упражнения, предлагающих создание собственных речевых высказываний: создание собственных речевых слову, предложению, пословице, фразеологизму, рисунку и вопросам на заданную тему, составление предложения текста и др.
Педагогические заметки:
Ритмический слух как основа музыкальности
Музыка - искусство временное - всегда считалась средоточием ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Ритм (от греческого ritmos - теку) - это последовательное чередование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности, является третьим важнейшим элементом музыкально ...
Методы и приемы патриотического воспитания дошкольников с
отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Методы патриотического воспитания – это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом зада ...
Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...