Современные информационные технологии предоставляют школьникам широкие возможности для исследовательской и творческой работы в таких областях, как программирование, компьютерное моделирование, компьютерная графика и анимация, Web-дизайн. Кроме того, использование информационных технологий позволяет одаренным детям в более раннем возрасте проявить свои способности, поскольку снимаются многие технические проблемы, например, при создании музыки, живописи.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся остается важнейшей задачей системы образования. Исследовательская и творческая работа школьников ориентирует их на получение высшего образования и будущую работу в сфере информационных технологий.
Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.
Компьютер в обучении школьника является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Такое понимание использования компьютера приобретает гуманитарный развивающий характер.
Элементы классической информатики в обучении школьников, обучение получению информации, представленной на компьютерном экране, овладение техническими возможностями компьютера не могут рассматриваться вне развития логического и алгоритмического мышления (искусства правильно мыслить и планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать в соответствии с ними).
Компьютерная среда значительно облегчает реализацию психолого-педагогически обоснованных методов с использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует формированию учебной деятельности.
На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся (в основном в старших классах) заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата.
Использование мощного электронного процессора EXCEL позволяет решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом становится не разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.
Рассмотрим, например, задачу о питании. "Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку ежедневно необходимо потреблять не менее 118 г белков, 56 г жиров, 500 г углеводов, 5 г минеральных солей. Количество питательных веществ, содержащихся в 1 кг каждого вида потребляемых продуктов, а также цена 1 кг каждого из них заданы таблицей. Составить дневной рацион, содержащий не менее суточной нормы потребности человека в необходимых питательных веществах при минимальной общей стоимости потребляемых продуктов".
Это задача линейного программирования. Учащиеся в состоянии ее решить и исследовать, оперативно меняя ограничения, добавляя или заменяя продукты. Они решают задачу доступную их пониманию. Эта работа связывает несколько предметов: математику, биологию, информатику. У учащихся формируются зачатки системного подхода при решении задачи, а также они видят связь различных учебных дисциплин.
Дать самостоятельность - значит дать свободу творчества, а это - огромный стимул познания. Если при этом вспомнить о цели познания и воспитания, которая, по мнению Гельвеция, состоит в “наибольшем счастье наибольшего числа граждан”, то ясно, что независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики может и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей.
Педагогические заметки:
Выбор и использование музыкального сопровождения на
уроке физической культуры
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части – подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависим ...
Психофизиологические аспекты готовности детей к школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка? Справится ли ...
Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...