Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики

Информация о педагогике » Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики

Социально-экономические перемены, происходящие в России, требуют новых подходов в сфере политики, экономики, культуры и, прежде всего, образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников. «Образование для XXI века призвано быть образованием для всех, оно призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда ранее не встречались» (Кинелев В.Г., 1996г.). Успешность работы учебных заведений сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности, владеющей современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Это обусловливается рядом факторов: во-первых, человек, умеющий работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами и телекоммуникационными сетями, обладающий информационной культурой приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение.

Во-вторых, владея опытом творческой деятельности, он находится в более выгодном положении по отношению к людям, пользующимся стандартными, устоявшимися методами. В-третьих, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.

Только общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом и уровнем информационной культуры, может обеспечить себе достойные условия существования. Сказанное объясняет возрастающий интерес психологической и педагогической науки к исследованию данных проблем.

Большое теоретическое и практическое значение в решении проблем творчества имеют работы В.И. Андреева, Л.С. Выготского, Л.В. Даниленко, А.Ю. Козыревой, А.П. Нечаева, Ю.П. Платонова, Я.А. Пономарева, П.И. Пидкасистого, Б.М. Теплова, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других, раскрывающих специфические особенности творчества, различные аспекты творческой деятельности детей. Возможности использования личностно-ориентированных педагогических технологий, активизирующих творческую деятельность обучаемых, рассмотрены Г.С. Альтшуллером, Д.Б. Богоявленской, М.А. Викулиной, А.А. Червовой и другими.

Применение ИКТ предоставляет обучающимся новые средства обучения и познания; открывает доступ к разнообразным источникам информации; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков; позволяет реализовывать принципиально новые формы с применением средств мультимедиа и Интернет-технологий. Концептуальной разработке вопросов компьютеризации и информатизации школы, становлению информатики как учебного предмета, посвящены работы Б.П. Беспалько, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, В.С. Леднева, А.С. Лесневского, В.М. Монахова, Ю.А. Первина, В.Г. Разумовского, И.В. Роберт и других.

Модернизация российского образования ориентирует на исследования, которые приобретают особую актуальность своей направленностью на совершенствование педагогического процесса средствами ИКТ (П.Ю. Дик, И.Г. Захарова, О.А. Козлов, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и др.), на формирование информационной культуры ученика и учителя (Г.А. Кручинина, Н.М. Макарова, Ю.А. Первин, Н.Д. Угринович и др.), на применение телекоммуникаций в творческой деятельности учащихся (Г.А. Андрианова, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, Е.В. Якушина и др.), на активизацию их познавательной деятельности с использованием информационных технологий (А.А. Дикая, В.Ю. Лыскова, Е.В. Огородников, С.М. Окулов, Л.Ф. Соловьева и др.). Имеются исследования, посвященные вопросам организации проектной деятельности учащихся средствами ИКТ (Е.А. Полат, Н.Ф. Пахомова и др.), разработке системы творческих заданий (Н.В. Матецкий, О.В. Федорова, Д.П. Тевс и др.), формированию мотивации учебно-творческой деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий (О.В. Арестова, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, Г.И. Дацюк, Г.А. Кручинина и др.).

Исследования российских ученых, направленные в последние годы на изучение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий, выявляют их высокий потенциал в развитии творческой деятельности учащихся, однако в образовательных учреждениях этот потенциал используется недостаточно активно. Причиной этому, на наш взгляд, является отсутствие разработанных дидактических систем, определяющих технологию организации творческой деятельности учащихся средствами ИКТ. При всей теоретической и практической значимости ряда работ, следует подчеркнуть, что данных научных исследований еще недостаточно и они не отвечают на существенные вопросы, касающиеся организации творческой самостоятельной деятельности учащихся с применением ИКТ в условиях образовательных учреждений, где не используется потенциал ИКТ для развития творческих способностей.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между:

1) потребностями общества в информационно-ориентированной и творчески развивающейся личности и недостаточным использованием высокого потенциала информационных технологий для ее развития;

2) наличием огромного воспитывающего потенциала образовательной среды учебных заведений и односторонностью педагогического процесса, его слабой эффективностью в решении задач развития творческих способностей учащихся;

3) необходимостью целенаправленного развития творческой деятельности учащихся в информационно-коммуникационной среде и отсутствием соответствующих педагогических моделей.

Данные проблемы определили выбор темы данного исследования — «Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики в образовательном учреждении начального профессионального образования.

Объект исследования: процесс обучения информатике в профессиональном училище.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики.

Гипотеза исследования: Организационно-педагогические условия:

- сформированность потребности и учебного интереса у учащихся к использованию информационных технологий в процессе обучения;

- информационная насыщенность образовательной среды учебного заведения, единство учебной и внеучебной деятельности;

- использование принципов личностно-ориентированного подхода в обучении, технологически последовательная система форм, методов и средств;

способствуют реализации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики.

Задачи:

Изучить специфику творческой деятельности учащихся на основе анализа психолого-педагогической литературы;

Выявить организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики;

Предложить методику организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информационных технологий в профессиональном училище;

Осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной методики организации творческой деятельности учащихся.

Базой исследования явилось Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №79. Исследованием было охвачено 88 учащихся.

Педагогические заметки:

Целостность содержания народного воспитания
Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним н ...

Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы
Исследования в области возрастной психологии позволяют утверждать, что школьники 7 и 8 классов обладают более зрелым мышлением, нежели ученики 5-6 классов. Семиклассники и восьмиклассники стремятся узнать причину тех или иных явлений, они не склонны так охотно принимать все на веру, как это было ра ...

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru