Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Информация о педагогике » Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников » Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа по организации внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (2-й класс) проводилась в период с сентября 2008 года по май 2009 года на базе Саломатинской средней школы. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста (10 человек - экспериментальная группа). Для выполнения поставленных задач необходимо было провести исследование, которое проходило в 3 этапа:

I этап - констатирующий эксперимент.

II этап - формирующий эксперимент.

III этап - контрольный эксперимент.

На I этапе (сентябрь-октябрь) изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактических материалов. Проводились диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начало эксперимента.

На II этапе (ноябрь-март) разработан и проведён формирующий эксперимент.

На III этапе исследования (апрель-май) осуществлён контрольный эксперимент. Проведены обобщение и систематизация результатов педагогического эксперимента, их теоретическая интерпретация и апробация.

Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.

Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начальном этапе учащимися экспериментальной группы были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета:

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

7. Назовите охраняемые растения вашей местности.

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?

Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%).50% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (рис.1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух и вода.

Рис.1. Что такое природа?

Рис.2 Что природа дает человеку?

На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).60% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Приведенные данные (рис.2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель.

Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.Состояние окружающей среды села Саломатино дети оценивают как здоровое (10%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%).10% детей затруднились с ответом. Как видно из графика (рис.3), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным.

Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Рис.3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

Рис.4. Каким образом человек разрушает природу?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).60% детей не дали ответа.

Приведенные данные (рис.4) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

На вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?" получены следующие ответы: пчёлы (2%), шмели (2%), бабочки (30%), божьи коровки (20%), муравьи (20%), сине-зелёные мухи (10%).

Не смогли ответить 60% детей. Как показывают результаты анкетирования (рис.5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
дыхание артикуляция вдох речь В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально ...

Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять соци ...

Понятие выносливости. Факторы проявления выносливости
упражнение физический выносливость воспитание Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. Мерилом выносливости является время, в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru