Рис.15. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?
Рис.16. Растения, охраняемые в нашей местности
10% детей не смогли назвать охраняемые растения нашей местности.43% назвали валериану, ландыш - 50%, 60% - кувшинку белую, 70% - купальницу, сон-траву - 75%. Полученные ответы (рис.16) позволяют сделать вывод о том, что внеклассные занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним - двумя школьниками, стали известны большинству.
20% детей не знают, что такое фотоохота.10% дали неточный ответ.10% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.17) говорят о том, что многие учащиеся познакомились на внеклассных занятиях с безопасным видом охоты в природе - фотоохотой.
Рис.17. Что такое фотоохота?
Рис.18. Что могут сделать дети для охраны природы?
Интересные ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 40% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 40% - ограждать муравейники, 60% - сажать деревья, 60% - ухаживать за животными, 40% - собирать мусор, 70% - изготавливать скворечники. 20% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.18), большинство учащихся стали осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды.
Анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группы после системной внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному миру, увеличилось число детей, которые считали животных самоценными живыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Младшие школьники стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к представителям животного мира. У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными приобрело гуманный характер.
В I разделе "Теоретические основы проблемы экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы" мы рассмотрели сущность экологического образования и воспитания, обозначили цель, определили значение. Указали формы и методы экологического образования и воспитания, подробно рассмотрели вопрос о внеклассной работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
II раздел "Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы" посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования. Исследование проходило в 3 этапа (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент). Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников на начальном этапе с учащимися экспериментальной группы была проведена анкета по вопросам с элементами интервью. Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников.
С младшими школьниками экспериментального класса была проведена серия внеклассных мероприятий (экскурсии, путешествия, работа по экологическому проекту и др.), направленная на активизацию их интереса к природе, обогащение, актуализацию их эмоциональных положительных переживаний.
Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. В экспериментальной группе с целью выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников была проведена повторная анкета по вопросам с элементами интервью, которая помогла увидеть динамику сформированности экологической культуры младших школьников.
Таким образом, системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:
установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
Педагогические заметки:
Периоды дословесного речевого развития по месяцам
В возрасте одного месяца ребенок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Реакция сосредоточения на речевое общение. Крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки. В возрасте двух месяцев ребенок улыбается в ответ на лас ...
Особенности электронно-развивающего ресурса по оригами
Для изучения младшими школьниками оригами в игровой форме компанией TeachPro был разработан электронно-образовательный ресурс, который успешно применяется в учебной деятельности. Основные моменты, отличающие данное электронно-развивающее пособие по оригами от подобных продуктов находящихся на прила ...
Электронный документооборот для управления образованием и образовательных
учреждений
Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой д ...