Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Информация о педагогике » Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников » Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Страница 3

Работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию.

В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп в ближайшем парке, исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий (Приложение Б), фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в "Красную книгу" и многие другие виды деятельности.

Также считаем, что большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, биологическом кабинете и т.п.).

Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Структура занятия представляет собой несколько частей, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, игра, и т.д.

Как видно из приведенного примера, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития - игровую с ведущей деятельностью периода обучения в начальных классах - учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения.

Введение заданий, основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим знаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждого ребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования, не умение вырезать, склеивать и т.п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка).

Для младшего школьника, как показывает практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации - рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.

В образовательном пространстве Саломатинской средней школы экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее - выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а в общем, единого для всего человечества дома - планеты Земля.

Каждый учитель начальных классов определяет по собственному усмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например, прежде всего детям предлагается серия занятий по выяснению, что такое экология. В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Дается, выясняется простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняется сущность и значение экологии на основе различных примеров. Далее в процессе разнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Выявляются наиболее характерные отличительные признаки схожих видов. Объяснение учителем или самостоятельный поиск ответа на вопрос о происхождении названий некоторых видов животных или растений.

После чего проводятся занятия по упражнениям (в том числе и игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Защита собственных проектов
Такие возможности обеспечивает метод „Защита собственных проектов”. Он направлен на активизацию умственных способностей ученика, формирования у него критического мышления, постижения в первую очередь себя как личности. Эффективность применения метода зависит от многих факторов: меры овладения класс ...

Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость
Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего ...

Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Я.Л. Коломенски ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru