Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 3

Памятники духа вызывают известный эффект катарсиса – потрясения, воспринимаются и навсегда остаются в сознании. В силу этого трансляция ценностей, опыта, идеалов, традиций составляет предметную основу воспитания как приобщения к культуре и ее творцам. Наследуя культуру человечества, человек становится не только ее носителем, но и продолжателем, проводником, творцом. Но для этого ему нужна Встреча. Встреча с Наставником-творцом, лидером, гражданином, дарящим богатства своей души – преподавателем, руководителем творческого студенческого коллектива.

Педагогика творчества рассматривает руководителей творческих студенческих коллективов как таких наставников, предъявляя им очень высокие требования. Мыслящие оригинально и широко, увлекающие, вдохновляющие, ведущие за собой, они заботятся о творческом росте не только воспитанников, но и коллег .

Существуют определённые методы и приёмы воспитательной работы руководителя творческого студенческого коллектива, которые напрямую связаны с педагогической деятельностью.

Метод воспитания (от греч. «методос» путь) это путь достижения заданной цели воспитания. Можно сказать также, что методы – это способы воздействия на дознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы и приёмы воспитательной работы руководителя с творческим коллективом напрямую связаны с педагогической деятельностью. Уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит воспитанника на новый, более высокий уровень воспитанности. Процесс перевода артиста с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Цели воспитания можно достичь различными путями. Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания.

Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед руководителем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма режиссера.

Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно. Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному руководителю не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый руководитель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания.

Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы это неизведанные тропинки, которые прокладывает руководитель творческого студенческого коллектива вместе со своими участниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие руководители, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути – методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять в работе с творческим коллективом – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства руководителя творческого коллектива.

Под приемом понимается единичное воздействие, под средством – совокупность приемов. Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения вид ...

Основные положения системы упражнений
Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию. Так как понимание на слух устной речи на иностранном языке умение достаточно сложное, то требуется целая си ...

Программа работы социального педагога по профилактике социально-психологической дезадаптации младших подростков
Анализ результатов психологической диагностики, проведенной в МОУ СОШ с. Сеченово среди дезадаптированных младших подростков 10–12 лет в количестве 18 человек, свидетельствует о том, что у некоторых ребят заметно повышен отрицательный эмоциональный фон; ярко выражены тревожности, агрессивность, зам ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru