Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 5

Но одна сторона дела – формирование коллектива, другая – его воспитание.

По какой линии должно идти это творческое воспитание?

В студенческом творческом коллективе, главное – это репетиционный процесс.

Нужно, чтобы каждая репетиция проходила с нужной мерой требовательности, в атмосфере настраивающей на работу, чтобы все время было ощущение неосуществленной цели.

Стоит делать попытки, чтобы уловить в творческую деятельность коллектива всё положительное, обнаружить, чего удалось добиться и что мешает, тянет назад. Очень важно, например, анализировать успех у зрителя. Это очень трудно, но, если не пытаться этого делать, невозможно двигаться дальше. Важно анализировать репетиции, понять — почему, например, сегодня репетиция художественно не состоялась или почему сегодня она прошла лучше, чем вчера, осмыслить творческие процессы, вникнуть в их существо.

Нужно приучать коллектив не ссылаться на хорошие рецензии.

Такие вещи имеют огромное значение в процессе становления коллектива. Очень важно удержать его от упоения успехами, но не менее важно поддержать в нем веру в себя.

В этом смысле едва ли не самое страшное – воспитывать коллектив в духе упоения успехами, которых он достиг. И задача руководителя – возбуждать в коллективе чувство неудовлетворенности, чтобы, несмотря на успех, в самом коллективе жило сознание того, что многое еще не сделано, многого не хватает. Для этого и самому руководителю необходимо преодолевать в себе чувство самоуспокоенности, воспитывать умение не воспринимать критические замечания артистов как выпад лично против себя.

Сила авторитета заключается не в том, чтобы все вокруг говорили, что у руководителя все идеально.

Творческий студенческий коллектив находится в постоянной борьбе за утверждение своих принципов. Но важно, чтобы объединённость коллектива на основе этих принципов не вела к слепоте по отношению к собственным недостаткам.

Когда говорят о единомышленниках, это не значит, что амнистируют недостатки друг друга. Ведь легче всего объединяться против других. Надо внутри собственного коллектива научиться говорить друг другу правду.

Нельзя воспитывать в артисте страх, нельзя держать его в ощущении, что критическое замечание по выступлению может поставить его в положение оппозиции по отношению к руководителю коллектива. Наоборот, артист должен постоянно чувствовать, что он имеет право говорить о том, что не удалось, что плохо, если только он делает это с позиций искренних и честных. Смелость, откровенность, принципиальность никогда не разрушат творческий коллектив, как это кажется некоторым руководителям, а, напротив, будут способствовать его объединению.

Иногда руководители обеспечивают себе в коллективе довольно спокойную жизнь тем, что дают работу людям, готовым вступить с ними по поводу любой роли в конфликт. Всех ртов все равно не заткнуть, и не успеет такой руководитель оглянуться, как его разорвут на части.

При всех трудностях и насыщенности нашей повседневной жизни можно, вероятно, найти какие-то новые формы работы, мобилизующие творческую активность.

Воспитание коллектива – сложнейшая, тончайшая, требующая знания актерской души область работы руководителя. И очень важная, если речь идет о строительстве коллектива, а не просто о постановке очередного мероприятия. Здесь вопросы чисто художественные переплетаются с вопросами этическими.

Беда же многих руководителей в том, что никто из них коллектива не строит. А раз этого нет, то все слова о единомыслии в искусстве не имеют никакой реальной цены.

Вл. И. Немирович-Данченко очень верно сказал, что жизнь в театре есть непрерывная цепь компромиссов, важно только в каждый данный момент идти на компромисс наименьший. Абсолютно бескомпромиссная жизнь теоретически возможна, но она требует тех идеальных условий, которых никто из руководителей коллективов не имеет. Поэтому необходимо искать тот минимальный компромисс, который не скомпрометирует цели.

Проблема воспитания творческого коллектива – проблема, которая всегда актуальна, ибо только на основе морально-этического кодекса можно искать современные формы искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Тематическое планирование на весь учебный год
Для чёткой и правильной организации учебного процесса, а также для подготовки урока производственного обучения, успешного использования средств обучения, для правильной организации материально-технического оснащения используется планирование производственного обучения. Мастер производственного обуч ...

Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над с ...

Телекоммуникационные проекты: организация и проведение
Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы зн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru