Психолого-педагогические основы обучения

Страница 1

В рамках рассматриваемой проблемы так же представляется актуальным рассмотреть психолого-педагогические аспекты обучения для создания электронного учебного пособия.

Одним из достоинств электронных средств обучения и, в частности, электронных учебных пособий, относят индивидуальный темп обучения. Разумно полагать, что под этим должна подразумеваться не только "индивидуализация" по времени, так как обучение при классно-урочной системе подчинено жестким временным рамкам, но и вариативность развернутости учебного материала, учет типа памяти, темперамента и мышления учащегося. Можно говорить не только о психолого-педагогических требованиях, а и о психофизиологических.

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский указывал, что «изучение психологии как науки является краеугольным камнем педагогики». С развитием психологии ее роль в педагогике возросла. С другой стороны, чем больше совершенствуется педагогические процессы, тем острее в ней ощущаются потребности в психологии. Современное решение педагогических проблем невозможно без участия в них психологических аспектов. При проведении уроков, учителю нужно воздействовать на все психологические аспекты личности. Для этого учителю нужно знать психологию ребенка.

Восприятие

выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных или сложных предметов, воспринимаемых как целое явление. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного представления.

Таким образом, в результате восприятия складывается образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Ощущение, как известно, «привязаны» к специальным анализаторам. Следовательно, образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов. Чаще всего ведущими в процессе восприятия выступают зрительные, слуховые, кожные и мышечные анализаторы. Соответственно выделяют зрительное, слуховое и осязательное восприятие.

Выяснилось, что восприятие человеком более сложных изображений происходит по иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее эффективные места, на основе которых о нем можно составить целостное представление.

Итак, при обучении школьников нужно использовать следующие особенности, которые следует учитывать при разработке электронного учебного пособия:

Ø Давать информацию, ориентируясь на все виды восприятия: зрительное, слуховое и т.п. При этом приоритет следует отдавать зрительному восприятию, т.к. большая часть информации усваивается зрительным образом. Но поскольку, создавая электронное учебное пособия сложно ориентироваться на все виды восприятия (например: тактильное), то основной упор делается все же на зрительное восприятие и слуховое.

Ø Представлять информацию в виде системы, выделяя наиболее информативные места.

Ø Рассматривать схемы взаимосвязи новой информации с изученной ранее, т.е. соотносить полученную информацию с памятью, в которой храниться уже воспринятый ранее материал.

Ø Рассматривать ряд различных приемов и задач.

Внимание

– один из тех познавательных процессов человека в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, т.к. в системе психологических аспектов, внимание занимает особое положение. Оно включает в себя все остальные психологические процессы, выступает как необходимый момент их и отделить его от них и изучить в чистом виде не представляет возможности.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внимание человека обладает пятью свойствами:

1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете длительности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания связана с индивидуальными и физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы.

2. Сосредоточенность проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.

3. Переключаемость внимания понимается как перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Особенности использования музыкального сопровождения на уроках по физической культуре с игровой направленностью
Использование музыки на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре. Возможности применения музыкального сопровождения на уроках физической культу ...

Особенности профессиональной подготовки дизайнеров
Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко стоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко ...

Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков
С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков. Вместе с изменением методов интенсивно развивалось само понятие метод обучения. В настоящее время это понятие не имеет строго однознач ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru