В рамках рассматриваемой проблемы так же представляется актуальным рассмотреть психолого-педагогические аспекты обучения для создания электронного учебного пособия.
Одним из достоинств электронных средств обучения и, в частности, электронных учебных пособий, относят индивидуальный темп обучения. Разумно полагать, что под этим должна подразумеваться не только "индивидуализация" по времени, так как обучение при классно-урочной системе подчинено жестким временным рамкам, но и вариативность развернутости учебного материала, учет типа памяти, темперамента и мышления учащегося. Можно говорить не только о психолого-педагогических требованиях, а и о психофизиологических.
Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский указывал, что «изучение психологии как науки является краеугольным камнем педагогики». С развитием психологии ее роль в педагогике возросла. С другой стороны, чем больше совершенствуется педагогические процессы, тем острее в ней ощущаются потребности в психологии. Современное решение педагогических проблем невозможно без участия в них психологических аспектов. При проведении уроков, учителю нужно воздействовать на все психологические аспекты личности. Для этого учителю нужно знать психологию ребенка.
Восприятие
выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных или сложных предметов, воспринимаемых как целое явление. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного представления.
Таким образом, в результате восприятия складывается образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Ощущение, как известно, «привязаны» к специальным анализаторам. Следовательно, образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов. Чаще всего ведущими в процессе восприятия выступают зрительные, слуховые, кожные и мышечные анализаторы. Соответственно выделяют зрительное, слуховое и осязательное восприятие.
Выяснилось, что восприятие человеком более сложных изображений происходит по иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее эффективные места, на основе которых о нем можно составить целостное представление.
Итак, при обучении школьников нужно использовать следующие особенности, которые следует учитывать при разработке электронного учебного пособия:
Ø Давать информацию, ориентируясь на все виды восприятия: зрительное, слуховое и т.п. При этом приоритет следует отдавать зрительному восприятию, т.к. большая часть информации усваивается зрительным образом. Но поскольку, создавая электронное учебное пособия сложно ориентироваться на все виды восприятия (например: тактильное), то основной упор делается все же на зрительное восприятие и слуховое.
Ø Представлять информацию в виде системы, выделяя наиболее информативные места.
Ø Рассматривать схемы взаимосвязи новой информации с изученной ранее, т.е. соотносить полученную информацию с памятью, в которой храниться уже воспринятый ранее материал.
Ø Рассматривать ряд различных приемов и задач.
Внимание
– один из тех познавательных процессов человека в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, т.к. в системе психологических аспектов, внимание занимает особое положение. Оно включает в себя все остальные психологические процессы, выступает как необходимый момент их и отделить его от них и изучить в чистом виде не представляет возможности.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью свойствами:
1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете длительности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания связана с индивидуальными и физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы.
2. Сосредоточенность проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.
3. Переключаемость внимания понимается как перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
Педагогические заметки:
Типология и многообразие организационных форм обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной р ...
Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля
поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...
Программа патриотического воспитания младших школьников "Без прошлого
нет будущего"
Обоснование проблемы Воспитание патриотизма на культурно-исторических традициях родного народа, его потребностями и бытом имеет огромное значение, так как воспитание всегда народно и национально. Патриотическое воспитание имеет свои особенности, среди которых особое место отводится изучению истории ...