Сегодня на уроках биологии, кроме классно-урочной формы организации учебного процесса, целесообразно использовать нетрадиционные формы обучения, такие как интегрированные уроки. Они могут применяться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся эти уроки, как правило, в виде научных конференций. Очень интересны интегрированные уроки в форме ролевых игр. Например, совместно с учителем химии можно разработать и провести такие уроки как «Биохимические основы старения и долголетия», «Проблемы рационального питания», «Происхождение и начальное развитие жизни на Земле» и другие.
Одновременно с изучением программного материала, при подготовке к урокам учащимся следует предложить самостоятельно рассматривать и освещать ряд вопросов, отражающих современное представление науки об изучаемых процессах. Кроме того, школьники должны принимать активное участие в изготовлении наглядных пособий: таблиц, схем, рисунков, используемых на таких уроках. Иногда класс целесообразно делить на творческие группы: оформители; проведение и обработка анкет.
Интегрированные уроки строятся таким образом, чтобы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащимися. Для разных категорий школьников в зависимости от их способностей целесообразно предлагать разнообразные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер. В этом случае, поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных и в курсе химии и других наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с различных точек зрения и с помощью нескольких предметов.
При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:
- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
- при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий;
- в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов;
- в интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно.
В настоящее время преимущество интеграции уроков биологии и химии можно выразить следующим образом:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве. Зачастую, предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты .
Педагогические заметки:
Перспективная и текущая подготовка к занятиям
Подготовка делится на два периода. Перспективная – до начала учебного года, это изучение ГОС по профессии, профессиональной характеристики, федерального компонента содержания, корректировка учебного плана и учебной программы предмета, анализ учебной литературы и выбор основных учебников. Сюда же вх ...
Эффективность профессиональной ориентации моу для детей мук
Необходимым компонентом любой системы профессиональной ориентации является обратная связь, обеспечивающая надежную и достоверную оценку эффективности профориентационных мероприятий, то есть того, в какой мере удалось реализовать поставленные цели и задачи профориентационной помощи. В этой связи зак ...
Методические основы
изучения темы «Четырехугольники» в курсе геометрии
Изучение четырехугольников в курсе геометрии основной школы является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 7–9-х классов данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают друг ...