В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. А чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.
Вместе с этим изменяются и цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области, основанные на деятельностном подходе.
Одновременно возникают трудности в связи с увеличением в учебных планах школ числа изучаемых дисциплин, с сокращением времени на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии, биологии и географии.
Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса с целью развития у выпускников умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивать преемственность знаний, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов. Многие из этих задач решает методика внедрения интегрированных уроков по основным предметам, в частности биологии и химии.
Интеграция – это объединение материала по двум и более предметам, обеспечивающего повышение идейно-воспитательного и научного уровней содержания уроков (по биологии).
Объект – процесс внедрения интегрированных уроков по биологии и химии в 9 классе.
Предмет – методика внедрения интегрированных уроков по биологии и химии в 9 классе.
Цель – изучить эффективность процесса обучения с помощью интегрированных уроков по биологии и химии, проведенных в 9 «Б» классе МОУ СОШ №20 г. Крымска.
Задачи:
1) изучить литературу по исследуемому вопросу;
2) определить показатель успеваемости у учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов МОУ СОШ № 20 г. Крымска по биологии и по химии до и после эксперимента по изученной теме с помощью разработанных нами тестовых заданий; провести сравнительный анализ;
3) составить и апробировать на практике планы проведения интегрированных уроков по биологии и химии на тему: «Структурная организация живой клетки» и тестовые задания для оценки их эффективности.
Интегрирование – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, в нашем случае, биологии и химии.
Вместе с этим, интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков.
Педагогические заметки:
Воспитание экологической культуры личности
Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, т ...
Музыка и ее использование в жизни человека
Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя .». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека. Использова ...
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...