В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных или приближенных к ним условиям (пригородный лес, парк, сквер и т. п.)
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки- включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных (или очищенных) водоемов за пределами детского сада.
Этапы создания экологической тропинки.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.
-Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
-Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией
- дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.
-Выбор вместе с детьми "хозяина тропинки"
- сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
-Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений. Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям педагог совместно с ними выбирает "хозяина (хозяйку тропинки" - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль "хозяина тропинки" наиболее интересного сказочного героя, который будет помогать проводить занятия. Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он прощается с ними). Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив по бокам фигуры довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок легко закрепить Боровичка на дереве, обхватив полосами ствол и закрепив их концы, например, с помощью скрепки или липкой бумаги. В карман сказочного человечка заранее положите задание для детей - просьба Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки сказочный персонаж периодически будет оставлять на тропинке сюрпризы - конфеты, орехи на деревьях, кустарниках или в своем кармане (для малышей).
План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить в ее начале. К выбору объектов, оформлению тропинки привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите детям возможность почувствовать свою причастность к созданию тропинки; они будут по-особенному относиться к ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например "Точка Дуб". Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов - используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. Если территорию вашего детского сада посещают посторонние и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте легкие переносимые таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можете брать таблички только тех объектов, которые намереваетесь посетить.
Педагогические заметки:
Социально-педагогические условия повышения эффективности
патриотического воспитания военнослужащих
Система воспитания патриотизма у военнослужащих функционирует в динамичной социальной среде. Особенность современной социальной среды заключается в том, что в российском обществе она имеет нестабильный, неустоявшийся характер и идеологическую мозаичность. Устойчивая линия социального поведения неда ...
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков. Таким образом, теория физического воспитания детей д ...
Этапы становления технологического образования в
России
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ...