Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми

Информация о педагогике » Роль природно-развивающей среды в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста » Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми

Страница 2

Экологическая тропинка на территории детского сада. Создавая экологическую тропинку на территории сада, помните о том, что это не клумба, которая должна быть полностью засажена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки (нет денег на уборку старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев, на приобретение красиво цветущих растений и т.п.). Но многие из этих объектов могут служить точками для наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Как?

В состав видовых точек экологической тропинки вы включите те объекты, которые уже имеются на вашей территории.

В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками (посадить группы деревьев, создать водоем и т.п.). Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении Экологического паспорта дошкольного учреждения (форма такого паспорта разработана нами и внедрена во многих дошкольных учреждениях). Анализируя карту-схему и видовой состав растений, животных, наличие интересных участков, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут деревья, кустарники, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений. Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки. Если ваш участок достаточно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (лес, луг). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и лесными и луговыми экосистемами.

Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию своего двора, отметив затененные и открытые, влажные и сухие участки. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные - на открытых участках, лесные - на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, ландыш майский, некоторые виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуниц, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую,; возле ели - кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) - бруснику, кошачью лапку, толокнянку, цмин песчаный (бессмертный), молодило, некоторые очитки.

При возможности можно создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропинке целесообразно сделать небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельно лежащие большие камни не только украсят тропинку, но и послужат убежищем для различных насекомых, улиток, ящериц и т.д.

Традиционно в дошкольных учреждениях выделяются участки для пищевых и лекарственных растений. По возможности создайте условия и для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы оформите своеобразную "Живую Красную Книгу". В этом вам помогут местные ботанические сады, комитеты по экологии.

В состав растений тропинки могут также войти растения-часы и растения-барометры (клумбы "цветочные часы", "цветочные барометры"). Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т.е. создать сад (клумбу) "непрерывного цветения". Если сорные растения не мешают выращивать другие растения, не нужно их уничтожать: они также войдут в состав тропинки как одна из видовых точек. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и обсудите некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Обоснование эффективности методики развития общей выносливости и ее влияние на уровень физической работоспособности учащихся 6-х классов
Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования методики развития общей выносливости у учащихся и ее влияние на уровень общей работоспособности учащихся основной школы. В начале педагогического эксперимента нами не обнаружены достоверные различия в показателях физического развития и общей ...

Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять соци ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru