Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»

Страница 1

За последние годы в нашей стране перестройка системы образования обусловила постоянный поиск наиболее оптимальных путей построения учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры.

Это связано с постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенного в учебные программы содержания и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одним из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций является состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационального организованного физического воспитания.

Наметившиеся тенденции в совершенствовании системы физического образования способствуют тому, что особое значение приобретает проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «физическая культура» и призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей.

В связи с этим необходима разработка новых учебных программ, отвечающих требованиям жизни и общества по предмету физическая культура.

Успешность реализации функций предмета «физическая культура» впрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как нормативно-дидактическому документу.

Подобный документ определяет содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный педагогический процесс, а также регламентирует взаимосвязанную деятельность субъекта и объекта (учителя и учащегося) в достижении единой конечной цели.

Главными критериями полноценности программы являются:

полнота отражения цели и содержания учебного предмета «физическая культура» как органической части целостного содержания общего школьного образования;

соответствие цели и содержания возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы;

соответствие содержания программного материала и заложенной в программу нормативной системы возможностям реализации их в условиях конкретных регионов, различающихся климатогеографическими особенностями, национальными и бытовыми традициями, уровнем физического развития и здоровья детей;

соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования.

Теоретические предпосылки построения школьных программ по предмету «Физическая культура». Характер и логика исследования обусловили необходимость рассмотрения:

Принципиальных научных требований к построению и содержанию школьных учебных программ в свете концепции содержания общего среднего образования;

Существующих определений понятия «учебная программа» с точки зрения необходимого и достаточного состава существенных признаков;

3. Основных функций учебной программы.

Предметное преподавание в современной общеобразовательной школе обусловливает статус любого школьного предмета как органической части существующей дидактической системы общего среднего образования, поэтому разработка учебных программ не может рассматриваться вне концепции данной системы. В качестве общей методологической основы цели и содержания общего среднего образования концепция обусловлена идеей всестороннего и гармонического развития учащихся. Именно эта идея определяет содержание образования, отражающего потребности общества и обеспечивающего передачу подрастающему поколению определенной части социального опыта как базовой основы достижения всестороннего и гармоничного развития учащихся.

Педагогическая реализация социального заказа выражается, в частности, в текстах учебных программ. Процесс же разработки учебных программ, с одной стороны, регулируется установленными в дидактике нормативами проектировочной деятельности (например, формирование содержания программы с учетом ведущей функции учебного предмета), а с другой стороны, корректируется текущей педагогической действительностью.

Обобщая академические определения сущности понятия «учебная программа» («Словарь иностранных слов», 1966; «Педагогическая энциклопедия», 1968; «Философский словарь», 1981; «Словарь русского языка», 1987) и учитывая представления о данном предмете ряда авторов учебников, учебных пособий и монографий.

Школьная учебная программа - это обязательный для учителя Государственный нормативный документ, воплощающий в себе цель и содержание школьного образования в рамках функциональных возможностей конкретного учебного предмета; определяющий соотношение объемов содержания теоретического и практического учебного материала, логическую последовательность и дозировку по времени его изучения в целом, по годам обучения, разделам и темам; прогнозирующий результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контингентов школьников, интегрирующий, программирующий и направляющий деятельность учителя и учащихся на достижение этих результатов в рамках установленного времени; обусловливающий основные требования к методам и организации преподавания предмета. Для понимания сущности и места «учебной программы» в существующей дидактической системе необходимо учитывать ее основные функции. Опираясь на определения понятия «функция» в социальном контексте как «обязанность, круг деятельности», предписанный обществом той или иной социальной системе («Большая советская энциклопедия») и не выходя за рамки современной семантики, под «функциями учебной программы» мы понимаем:

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Информатизация образования: плюсы и минусы
Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многи ...

Основные положения преподавания математики в общеобразовательных учреждениях
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Вкл ...

Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru