Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи:
обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создавать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);
создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);
поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.
Достижение запланированных целей возможно достичь в разных видах деятельности обучающихся. К таким видам деятельности относятся:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Что касается первого года обучения, то этот год является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой к учебной деятельности. Поэтому очень активно идет формирование всех видов универсальных действий.
Так, личностные действия в первом классе обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях и связаны прежде всего с жизненным самоопределением и смыслообразованием.
Жизненное самоопределение ученика первого класса достигается за счет постепенного формирования практического, а затем и учебного сотрудничества учителя и совместно работающего класса. Введение норм и правил совместной (групповой, парной, коллективной, самостоятельной) работы, совместного проведения досуга и внеурочной работы приводит к осознанию учеником своей позиции в учебной группе (классе) как активной, с одной стороны, и находящей поддержку других детей и учителя, с другой. Это достигается а) практической реализацией вводных курсов («Введение в школьную жизнь» К.Н.Поливановой и Г.А.Цукерман или вводного образовательного модуля «Первый раз в первый класс), б) систематическим использованием в учебных предметах 1 класса практикоориентированных исследовательских заданий, предполагающих совместную работу учеников.
Педагогические заметки:
Семья как фактор воспитания и социализации личности
Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного ...
Историческая справка о четырехугольниках
Возникновение геометрии восходит к глубокой древности и было обусловлено практическими потребностями человеческой деятельности (необходимостью измерения земельных участков, измерения объемов различных тел и т.д.). Простейшие геометрические сведения и понятия были известны еще в Древнем Египте. В эт ...
Трудности, связанные с языковой формой сообщения
Эти трудности возникают по двум причинам: благодаря содержащемуся в сообщении неизученному языковому материалу и вследствие имеющегося в сообщении знакомого, но сложного для восприятия на слух языкового материала. Вопрос о целесообразности включения в тексты для аудирования незнакомого материала не ...