Творческая деятельность – важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности.
Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития студентов. Это направление имеет развитую традицию и восходит к глубокой древности. Описание танцев мы можем встретить у Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. Ключевым понятием культуры античности была калокагатия – гармония тела и духа, что делало человека подобным богам. В произведениях Платона «Государство» и «Законы» центральная роль в деле воспитания совершенных граждан отводилась мусическому искусству – музыкально-поэтическому и танцевальному творчеству, где музыке предназначалась центральная роль в познании сути бытия, в приближении к моральному совершенству.
В процессе развития искусства танца от века к веку техника его значительно усложнялась, и область балетного танца постепенно становится профессиональной, доступной людям с высокой специальной подготовкой. Возрождение античной традиции в области хореографии произошло в конце ХIХ века, когда появляется так называемый «свободный танец», яркой представительницей которого стала А. Дункан. Особое внимание в этом направлении уделялось взаимодействию искусств, роли музыки в создании пластического образа, а также двигательной импровизации на основе звучащего музыкального произведения.
Развитию и обогащению внутреннего мира учеников посвятила свое творчество Л.Н. Алексеева – выдающийся педагог, направляющий своих воспитанников в мир ритмической гармонии, где «органическая связь музыки и движения воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает и все его психофизическое существо» (Л.Н. Алексеева. Двигаться и думать. - М., 2000. – С. 37). Воспитательному воздействию ритма было посвящено творчество Э. Жак-Далькроза, основателя школы «Институт ритма». Он считал, что объединяющая, созидательная сила ритма способствует развитию творческих сил человека, развивает такое специфическое качество, как «ритмическая дисциплина», открывая в нем новые возможности для самовыражения и творческого общения со всеми участниками процесса.
Существуют определённые художественно-творческие черты участников учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств, который мы определяем как содружество индивидуальностей с учетом их вокальных и танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем коллектива.
Педагогические заметки:
Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста. Просмотрите ...
Совершенствование руководства индивидуально-воспитательной работой в органах
и подразделениях внутренних дел Калужской области
Важным условием эффективности индивидуально-воспитательной работы является систематическое руководство ею со стороны руководителей подразделений, их заместителей по воспитательной работе, координация действий служб, кураторов, закрепленных за ОВД области, общественных организаций. Эффективность инд ...
Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результа ...