Каждое занятие в среднем специальном учебном заведении должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития.
Особенности специальных дисциплин, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к занятиям:
1 в основе содержания специальных дисциплин лежат разнородные технические науки, связанные с производством, с техникой, а выпускающие дисциплины вообще интегрируют в себе все дисциплины специального и общетехнического циклов. Для подготовки и проведения занятия преподавателю недостаточно знать каждую дисциплину в объеме программы. Он должен следить за их развитием по множеству литературных источников. Чтобы обучать, преподавателю надо знать во много раз больше того, что он дает студентам на занятиях, ориентироваться в самых сложных вопросах технических наук, основы которых он преподает.
Свободное владение содержанием учебной дисциплины позволяет преподавателю концентрировать свои усилия во время занятия на наблюдении за ходом познавательной деятельности студентов, дает возможность управлять их творческой деятельностью. Только в этом случае возможно овладение педагогическим мастерством;
2 преподаватель должен не только владеть содержанием специальных дисциплин, но и уметь пробудить у студентов интерес к овладению профессиональными знаниями и навыками, оказывать на них воспитательное и развивающее воздействие. Для этого очень важно знать вопросы методологии данных дисциплин, историю и перспективы их развития, значение для интенсификации производства, повышения производительности труда и овладения профессиональным мастерством;
3 технические знания тесно связаны с естественнонаучными (физикой, химией, математикой и др.) поскольку основу техники составляют материалы, сырье, процессы природы, ее законы. Открытия естественных наук дают "материал для построения технических объектов". Технические знания имеют интегративный характер, т.е. отражают в комплексе собственно технические, естественные и социальные аспекты. Это означает, что для подготовки занятия по специальной дисциплине преподавателю надо самому владеть в достаточном объеме знаниями по физике, химии, математике, а также по экономике, эстетике, философии и др.;
4 интегративный характер технических знаний требует от преподавателя умения в процессе их формирования у студентов опираться на знания, полученные на занятиях по естественнонаучным дисциплинам. Для этого преподавателю наряду с программой специальной дисциплины надо хорошо знать программы взаимосвязанных дисциплин;
5 практическая направленность содержания инженерной дисциплины, связь с производственным обучением. Учет этой особенности требует от преподавателя хорошего знания практической стороны профессиональной подготовки квалифицированного специалиста;
6 нестабильность содержания специальной дисциплины обусловлена изменением требований к подготовке специалистов, совершенствованием техники, технологий, производственных процессов. В этой связи преподаватель должен уметь своевременно перестраивать содержание и методы обучения.
Педагогические заметки:
Основные организационные принципы профориентационной работы педагога
дополнительного образования
Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная про ...
Сущность активного обучения
Активное обучение — это способ организации и реализации учебного процесса, обеспечивающий возможность осуществления каждым студентом во время занятий непрерывной целенаправленной и эффективной учебно-познавательной деятельности на основе прямой и обратной связи с преподавателями. Технологии активно ...
Социально-психологические особенности сотрудников органов внутренних дел
Практика подтверждает: основательная теоретическая подготовка, широкий кругозор, высокая общая и педагогическая культура руководителей органов и подразделений внутренних дел УВД Калужской области позволяет им успешно решать задачи обучения и воспитания личного состава. Эти задачи руководители ОВД п ...