ребенок мыслительный зрение педагогический
По данным Ф.Р. Филатова мышление – это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их измерений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.
Л.С. Рубенштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение: это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам.
Многие специалисты в области психологии (Л.С. Выготский, М.В. Громов, В.С. Мухина, А.А. Смирнов, М.Н. Шардаков), психолингвистики (В.П. Глухов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев) и логики (Д.Л. Горский, К.Н. Ивин) занимались и занимаются проблемой обучения детей мыслительным операциям и развития у них мыслительных операций. Все специалисты схожи в одном: мыслительным операциям нужно обучать специально .
Многие тифлопсихологи и тифлопедагоги (Т.П. Головина, М.И. Земцова, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с нарушениями зрения в процессе их развития. Целенаправленные занятия по развитию мыслительных операций приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Познавательная деятельность человека имеет сенсорно-перцептивную основу: первую информацию о мире дают ощущения и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую они дают, необходима, но недостаточна. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой действительности почти не дифференцированы сложнейшие взаимодействия различных явлений, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным, чувственное познание, начинается мышление. Оно выходит за пределы чувственного данного и тем самым расширяет границы нашего познания. Расширение познания достигается в силу специфической возможности мышления – отражать бытие в его связях и отношения, в многообразных опосредованиях .
Как считает С.Л. Рубинштейн, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
Педагогические заметки:
Методика творческой активности детей
дошкольного возраста средствами народного искусства
Цель исследования – выявить уровень развития творческой активности старших дошкольников. В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются не эффективными. Дети дошкольного возраста испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализиро ...
Из истории изучения рассуждения в научно-методической литературе
Вопрос о рассуждении в лингводидактической литературе является довольно спорным. Условно в его изучении можно выделить четыре основных периода. 1-й период - середина XVIII - начало XIX века. Этот период характеризуется становлением и развитием проблемы рассуждения под влиянием филологических трудов ...
Роль игры на уроке иностранного языка
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступн ...