С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г.Горецкий «Русская азбука» учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы 2001 года, Азбука Н.В.Нечаева 2003 года, Азбука Бунеева.
Русская азбука В.Г.Горецкий.С точки зрения наглядности и построения последовательности изучения, и преподнесения материаля азбука коммуникационного характера. Наглядность используется разного рода *, но неверно преподнесение. Тематические иллюстрации и графические таблицы, стмволические обозначения не вводятся, только как указания выполнения задания. Не учитывается психологический аспект развития мышления. Малое количество творческих заданий, которые помогают не только усвоению материала, но и развитие всех мыслительных процессов у первоклассника.
Учебник строго систематизирован, что не позволяет мыслить творчески.
Азбука Н.В.Нечаева.
Анализируя данный учебник с точки зрения плюсов и минусов, можно сказать, что используется насыщенная цветовая гамма. Используются разные виды наглядности, как в совокупности друг с другом, так и по отдельности. Знаково-символичесакя система, на которой построена вся современная жизнь. большое количество творческих заданий и по сравнению с Русской азбукой, есть переход от сюжетных иллюстраций к схемам и символам.
В основе азбуки - система общего развития ребёнка (академика Л.В.Занкова).Авторы учебника стремятся воздействовать на развитие у ребёнка ума, воли, эмоций, нравственности.
Азбука Бунеевой при анализе показала следующие характеристики:
1.Неяркость учебника, что приводит к затруднению выполнении заданий и потери интереса.
2.С точки зрения наглядности, иллюстрационный материал схематичен и поверхностен.
3.Символическое оформления материала, что не соответствует типу мышления в младшем школьном возрасте.
Данный учебник предполагает развитию коммуникационного характера. Психологические особенности детей этого возраста предполагает развитие мышления, которое переходит от визуального к абстрактному,в данном учебнике этого не используется.
Все азбуки, которые мы проанализировали с точки зрения использования разного рода наглядности,привело к выводу,что,наглядный материал, который используется в учебных пособиях начальной школы, должен не только быть богатым и насыщенным, но и правильно и последовательно преподноситься, грамотно излагаться в соответствии с теоретическим материалом.Учитывть психологические и возрастные особенности, так как наглядный материал, используемый в начальной школе будет отличаться от наглядности в основной школе, что характеризует определённое развитие учащихся среднего школьного возраста.
Переход из начальной школы в основную является важной ступенью развития учащегося. Это связано прежде всего с переходом наглядно-образного мышления на абстрактно-действенное, но именно этот переход подразумевает определённые требования к учебникам
Охарактеризуем некоторые особенности учебников по русскому языку, действующих параллельно в основной школе. Учебники для V-VTI классов авторского коллектива Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др. (науч. редактор Н.М.Шанский) и продолжающие их учебники для VIII-IX классов авторского коллектива С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. функционируют в школе, как отмечалось выше, с 1970 г. и, несмотря на это, не утратили своей актуальности. Богатый методический опыт, связанный с их использованием, учитывается при написании новых учебников по русскому языку. В связи с этим подробно охарактеризуем данные учебники.
Педагогические заметки:
Планировка учебной мастерской
Планировка – это расположение оборудования, средств оснастки и обучения в помещении учебной мастерской. Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-воспитательным целям. Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских устанавливаются нормативами в зависимости ...
Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с
детьми
В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, разв ...
Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в
процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...