Диагностика уровня познавательного интереса учащихся к предмету русский язык

Информация о педагогике » Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка » Диагностика уровня познавательного интереса учащихся к предмету русский язык

Страница 1

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Известно, что для различных учащихся характерна разная познавательная активность.

С целью определения уровня познавательного интереса учащихся к русскому языку нами был проведён констатирующий эксперимент. Объективными показателями уровня познавательной активности нами выбраны следующие компоненты: эмоциональная стабильность, сосредоточенность, внимание, интеллектуальные способности.

С целью определения уровня эмоциональной стабильности учащихся мы провели анкетирование с использованием методики Л.Г. Матвеевой на базе 2 «Д» класса, СШ № 27.В эксперименте принимали участие 12 человек. Время проведения: октябрь 2007 года. Обоснование выбора времени: учащиеся уже включились в работу и не были утомлены, а это необходимо учитывать при выявлении эмоционального фона.

Анкета для определения уровня эмоциональной стабильности включает 28 вопросов, разбитых по следующим блокам: настроение, характер, трудоспособность.(смотри приложение 9) Вопросы в разделе «настроение» типа: часто ли меняется настроение в течение дня? Можешь ли сказать, что ты веселый и жизнерадостный? Часто ли ты «дуешься»? и т.п.

Вопросы в разделе определения особенностей характера выстроены следующим образом: Обидчив ли ты? Смущается ли при разговоре с незнакомым человеком? Бываешь ли ты так возбужден, что не может усидеть на месте? Любишь ли мечтать? Вопросы по определению трудоспособности построены так, чтобы ребёнок представлял себя в игровой ситуации, что свойственно психологическому развитию учащегося 7-9 лет: Бурно ли ты отчаиваешься при неудачах в игре? Доводишь до конца дело, игру и т.п.?

Форма ответа согласием(да) или несогласием(нет).Время, отведённое для ответов на все вопросы не больше 15 минут, так как ответы должны носить быструю мгновенную реакцию.

Критерии оценки:

Если ответов «да» оказалось больше 50 %, это свидетельствует о эмоциональной нестабильности, если количество ответов «да» и «нет» совпадают, то ребёнок эмоционально стабилен.

Результат анкетирования, проведённого нами. 7 человек – (58%) оказались эмоционально стабильными, эмоционально нестабильных составляет 5 человек- (42 % ) . Вывод: эмоциональная нестабильность проявляется у значительного количества детей, что является отрицательным показателем для качества усвоения знаний.

Для детей с исполнительно-активным уровнем познания свойственен определённый уровень интеллектуальных способностей, которые являются одним из важных критериев познавательного интереса. Для выявления уровня интеллектуальных способностей учащимся 2 «Д» класса была предложена анкета, построенная на вопросах, охватывающих все научные области познания. Анкетирование проходило в конце ноября, когда учащимися были уже накоплены научные знания. В работе принимали участие 12 учеников. Вопросы были построены по блокам: умение логически мыслить, степень развитости мышления, уровень познавательнго интереса.

Например, вопрос: легко ли на занятиях всё быстро схватываешь, требовало размышления об адекватной индивидуальной оценке. Вопрос: хорошо ли и ясно рассуждаешь, не путаешься ли в мыслях, всегда ли догадываешься о несказанном- необходимо было словесно расширить, объяснить в понятной для них ситуации. Например, на уроке русского языка стоит перед вами задачи сформулировать тему урока с опорой на слова: щука, щупальца, чудо Учащийся мгновенно понимают и формулируют тему урока «Буквосочетание чу-щу».Вопросы по литературе и математике помогают также определить уровень заинтересованности в том или ином предмете: Любишь книги, которые обычно читают дети старше тебя на год или на два? Решаешь сложные задачи, требующие умственного усилия? Любишь ли писать стихи, рассказы?

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Анализ изменений коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника после его участия в театрально-художественной деятельности
Далее в нашей курсовой работе мы провели сравнительный анализ результатов диагностики (до проведения коррекционной работы и после). По результатам этого анализа можно проследить положительное влияние театрально- художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности ребенка ...

Теоретические основы изучения межличностных отношений в «детском обществе». Навыки общения с внешним миром
Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежа ...

Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru