Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Как любое взаимодействие, общение предполагает активность его участников. Эта активность выражается и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнёра, и в том, что он воспринимает воздействия и отвечает за них.
Следовательно, каждый человек должен обладать некоторыми общими способностями к установлению контактов с людьми, организации межличностного взаимодействия, проявляя при этом социально- психологическую компетентность. Основы этой компетентности закладываются в детстве в процессе общения ребёнка с окружающими его людьми. Происходит это согласно Лисиной М.И. следующим образом:
1.Благодаря благоприятным «объективным» качествам взрослого, сочетающимися с его свойствами как субъекта общения.
2.Благодаря обогащению взрослыми опыта детей.
3.Путём прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и способностями.
4.На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
5.Благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых.
6.Вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творчества, самобытного начала при общении друг с другом.
Таким образом, общение влияет на область любознательности детей, развитие эмоциональных переживаний, формирование к взрослому, и дружеских привязанностей к сверстникам на сферу овладения речью, формирования личности и самосознания детей и наконец, на саму область общения.
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми - особая потребность не биологического, а социального характера.
Для детей раннего возраста значимо общение со взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, педагогом). Чем старше становится ребёнок, тем больше возрастает его потребность в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребёнок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретённые ребёнком в детском коллективе, привносятся в семью.
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений для её выполнения.
Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы жизни.
Экспериментальные исследования, проведенные в лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством М.И. Лисиной, доказали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.
Педагогические заметки:
Организация и методическое обеспечение факультатива «Декорирование окон»
Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. При организации рабочего места мастера производственного обучения должны ...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития
речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...
Задания, способствующие развитию речи младших школьников
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обосновано сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Т.Г. Рамзаева. Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее ...