Характеристика коммуникативных особенностей детей дошкольного возраста

Страница 1

Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Как любое взаимодействие, общение предполагает активность его участников. Эта активность выражается и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнёра, и в том, что он воспринимает воздействия и отвечает за них.

Следовательно, каждый человек должен обладать некоторыми общими способностями к установлению контактов с людьми, организации межличностного взаимодействия, проявляя при этом социально- психологическую компетентность. Основы этой компетентности закладываются в детстве в процессе общения ребёнка с окружающими его людьми. Происходит это согласно Лисиной М.И. следующим образом:

1.Благодаря благоприятным «объективным» качествам взрослого, сочетающимися с его свойствами как субъекта общения.

2.Благодаря обогащению взрослыми опыта детей.

3.Путём прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и способностями.

4.На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

5.Благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых.

6.Вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творчества, самобытного начала при общении друг с другом.

Таким образом, общение влияет на область любознательности детей, развитие эмоциональных переживаний, формирование к взрослому, и дружеских привязанностей к сверстникам на сферу овладения речью, формирования личности и самосознания детей и наконец, на саму область общения.

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми - особая потребность не биологического, а социального характера.

Для детей раннего возраста значимо общение со взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, педагогом). Чем старше становится ребёнок, тем больше возрастает его потребность в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребёнок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретённые ребёнком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений для её выполнения.

Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы жизни.

Экспериментальные исследования, проведенные в лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством М.И. Лисиной, доказали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Организация и методическое обеспечение факультатива «Декорирование окон»
Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. При организации рабочего места мастера производственного обучения должны ...

Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «Б» класса по биологии и химии относительно 9 «А» в ходе всего эксперимента
Далее мы проанализировали полученные в ходе исследования данные показателя успеваемости учащихся 9 «А» класса по биологии и по химии до и после эксперимента, сравнили эти данные. Полученные результаты представлены на рисунке 7. Рис. 7. Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «А» класса МОУ СО ...

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru