Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, - это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка.
К моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но и достаточно "натренированный" орган слуха. В освоении окружающего мира, которым немедленно займется ваш малыш, именно зрению и слуху предстоит играть ключевую роль, в особенности для "изучения" удаленных предметов - тех, которые нельзя хорошо рассмотреть, потрогать, понюхать, отправить в рот. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от органов слуха и зрения, способствуют правильному развитию малыша.
Для дальнейшего развития слуха ребенку потребуются постоянные и разнообразие стимулы. Одним из них будет для малыша мамин голос, уже знакомый ему по "прошлой", внутриутробной, жизни. К нему присоединятся голоса окружающих, "бытовые" звуки и вскоре, конечно же, игрушки, которые значительно разнообразят звуковую картину вокруг малыша, будут способствовать становлению зрительно-слухового сосредоточения, а в дальнейшем помогут научиться различать звуки, будут стимулировать и развивать координацию движений.
Известно, что новорожденный различает звуки с разницей в громкости около 12 децибелов, а в дальнейшем человек научается дифференцировать звуки с разницей в десятые доли децибела. Интенсивность звучания детских игрушек может составлять до 100 децибелов. Между тем оптимальная интенсивность звучания игрушек, предназначенных для ребенка первого года жизни, - 40-60 децибелов (так называемый речевой диапазон, соответствующий интенсивности звучания человеческой речи). Родителям следует знать о том, что звуки, интенсивность которых превышает 90 децибелов, способны вызвать у малыша избыточное возбуждение или даже повреждение органа слуха.
Примерно к 2-4 неделям у ребенка появляется ориентировочная реакция на звук: малыш пытается определить его источник. Кроме того, с возрастом значительно развивается способность различать высоту звука: младенец в 3,5 месяца различает звуки с разницей не менее 17 тонов (!), а примерно к 7 месяцам умеет отличать друг от друга звуки с разницей 0,5 тона. Такому интенсивному развитию слуха, как уже говорилось, помогает соответствующая стимуляция, в том числе и звучащие игрушки. Кстати, они чаще всего бывают яркими и красочными, что способствует формированию сложных рефлекторных связей: сначала слухо-зрительных, а затем - слухо-зрительно-двигательных.
Какую музыку должен слышать малыш? Разную. Первое, что приходит в голову, - это купить новорожденному аудиокассету с детскими песенками - и пусть наслаждается! Однако родители очень скоро поймут, что удовольствие от синглов типа "Куда идет король - большой секрет!" получают все, кроме того, кому они адресованы. К сожалению (или к счастью), младенцу их слушать пока рановато. Как показывает опыт, даже самые "продвинутые" детки начинают интересоваться подобной музыкой не раньше чем в полгода, а большинство будет способно оценить всю прелесть этих мелодий только в годовалом возрасте. Вот тогда-то они и начинают весело пританцовывать, заслышав песенку, скажем, про знаменитого лентяя Антошку.
Младенцы обожают, когда их мама поет. И если под колыбельные так сладко засыпать, то под веселые, ритмичные мелодии времен нашего детства приятно купаться, ползать, раскидывать игрушки и заниматься другими важными делами. Вот здесь-то и поможет уже упомянутая кассета с песенками, ибо большинство родителей способны воспроизвести разве что припев, а большую часть детского шлягера приходится просто мурлыкать! Решив приобрести такую кассету или CD, родители сталкиваются с чрезвычайно широким предложением со стороны производителей аудиопродукции. Здесь, на мой взгляд, правило одно: покупать нужно кассеты или диски только тех фирм, которые предлагают "родную" аранжировку. То есть на кассете песня из мультфильма должна звучать так же, как в мультфильме. Поверьте, слух взрослого, который вырос на "Бременских музыкантах", озвученных Анофриевым, Магомаевым и Жерздевой, никогда не воспримет перепевку этих мелодий.
Педагогические заметки:
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на
нравственное воспитание
С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента : -повысить уровень сформирванности у детей нравственных качеств. Задачи формиру ...
Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...
Сущность деятельности педагога дополнительного образования в области
профессиональной ориентации школьников
В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная н ...