Теоретические основы изучения межличностных отношений в «детском обществе». Навыки общения с внешним миром

Информация о педагогике » Изучение развития коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника в процессе театрально-художественной деятельности » Теоретические основы изучения межличностных отношений в «детском обществе». Навыки общения с внешним миром

Страница 2

Уровень благополучия взаимоотношений в группах детей высок: 5 лет - 57 %, 6 лет - 80 %; взаимность выборов соответственно: 24 %, 28 %; уровень удовлетворенности отношениями: 45 %, 54 %. При этом наиболее удовлетворены отношениями «звезды», наименее – «непринятые». Однако наряду с повышением сплоченности групп увеличивается число «непринятых»: 9,5 - 10 % детей, которые находятся в неблагоприятном эмоционально-психологическом климате и требуют особого внимания и заботы. В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. При этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются «оценочные звезды», отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом увеличивается. У некоторых детей 6-7-го года жизни складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети способны к сравнению разных позиций.

Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.

Для развития общественных качеств ребёнка большое значение имеют эмоции, возникающие в процессе его взаимоотношений со взрослыми.

Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции - одна из составляющих частей человеческой натуры. Они - отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд). Доминирование отдельных эмоций у ребёнка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилитель.

Точно известно: живое человеческое общение - это самое интересное на свете. По данным экспериментальных психологических исследований,2/3 всей информации о партнёре по общению исходит от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения, в которое наряду с двигательными и речевыми средствами входят мимика, пантомимика, голосовые реакции, общий темп и пространственный рисунок общения. Действительно, сначала мы видим и слышим человека и лишь затем что- то понимаем.

Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами - более высокая ступень человеческого общения.

Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика - наши первые помощники в общении. Ребёнок 3- 6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жеста. Жесты, а также интонация должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка. Нежное прикосновение, выражение несогласия.

Возможность выражать свои мысли и чувства посредствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносит определённую живость в общение друг с другом.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни, а дошкольный возраст- это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка. Ещё М. Монтессори утверждала, что сначала ощущения, чувства, эмоции, затем слова, мысли. Современные исследователи в области педагогики и психологии ставят на первое место не усвоение норм поведения и формирование нравственных представлений, а развитие социальных эмоций и нравственных чувств. Очень важно с малых лет учить ребёнка соизмерять собственные желания с интересами других. «Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином»,- считал В.А. Сухомлинский. Нравственное воспитание, социально- эмоциональное развитие является важной составной частью большинства существующих программ образования дошкольников, в том числе и национальной базисной программы «Пралеска».

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональ ...

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...

Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru