Особенности изучения типа речи рассуждение в 5-8 классах

Страница 1

Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждения — связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком.

Сведения о строении рассуждения могут быть сформулированы следующим образом.

В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Например:

Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она все умела делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры). В рассуждении бывает иногда и третья часть — вывод. Наше рассуждение можно было закончить, например, такими словами: «Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище». Эти слова и были бы выводом.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким, образом, итак, следовательно.

Для выработки умения видеть основные части рассуждения полезно предложить учащимся упражнение по анализу строения текста, нахождения в нём тезиса, аргументов.

Выполняя некоторые упражнения, уже в 5 классе можно учить детей при написании изложения включать элементы сочинения-рассуждения.

В 6 классе внимание учащихся должно быть привлечено к рассуждению научного стиля. При этом одна из задач обучения— совершенствование у школьников умения владеть языком изучаемого предмета, в том числе и предмета «Русский язык». Для работы можно предложить тексты научного стиля на лингвистические темы, предлагая аргументировано доказать тип речи, пересказать, сохраняя структуру рассуждения. Для развития умения анализ текста целесообразно предлагать готовые сочинения, определяющие стилистические характеристики, предлагая ученикам подтвердить или опровергнуть мысль автора. В работе с учащимися можно использовать следующие организационные формы комплексного анализа текста.

1) Коллективная работа класса.

Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.

2) Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских задания.

В центре внимания в 7 классе — рассуждения публицистического стиля. Обучая школьников построению публицистических рассуждений, следует показать такие особенности этих высказываний, как использование цитат из выступлений общественных деятелей, доказательства от противного, вопросы-размышления типа «или — или» и др.

В 8 классе продолжая работу над рассуждением, знакомим обучающихся с основами риторики, законами логики при построении устного и письменного рассуждения на публицистическую тему. Начиная с 8 класса, учим школьников давать общие характеристики книгам, оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронутых в прочитанном произведении, т.е. проводим уроки развития речи, знакомя с жанрами: отзывом, рецензией и др. На уроках целесообразно обобщить материал, изученный по различным жанрам рассуждения, познакомить с образцами эссе, отзывов, рецензий, акцентируя внимание на различиях и общих чертах текстов данных жанров.

Предлагаем для анализа тексты различных жанров, обращая внимание на стилевые особенности, лексические средства, которые помогают созданию текста. Опора данной работы – литературные произведения, включённые в программу.

Интерес учащихся вызывает такой вид работы как редактирование текста.

Можно организовать работу учащихся по группам.

Продолжите текст:

Русский язык чрезвычайно богат. Задумывались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?

Интегрированный урок.

Сдвоенный урок (русский язык и литература) в 8 классе позволяет провести анализ текста на литературоведческом и лингвистическом уровнях: исследуется восприятие рассказа детьми, выявляются наиболее существенные признаки произведения, способные обострить внимание учащихся к художественному слову, к творчеству писателя.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Эмпирическое исследование эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе было проведено педагогическое тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет. Всего было исследовано 24 ребенка в возрасте 7-8 лет с умственной отсталостью. Исследования ...

Детский фольклор в истории России
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание на ...

Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК
Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0). Таблица 0.0 Лично ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru