По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр телепередач и видеофильмов. Наиболее популярны в рейтинге досуговых мероприятий - отдых на природе, хобби, посещение кинотеатров, концертов, театров. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4,2% молодежи.
Предпочтения в сфере досуга зависят от половозрастных критериев. Для девушек более характерен пассивный отдых – чтение книг, журналов, прослушивание музыки, они занимаются домашним хозяйством, шитьем, чаще проводят время дома в кругу семьи.
Жизненная позиция молодых людей более активна. Свободное время для них, как правило – это способ отдохнуть, расслабиться. Они чаще девушек проводят время с друзьями, занимаются спортом, играют в компьютерные игры или на игровых автоматах, проводят время на природе. Но стремление общаться, посещать дискотеки, учиться и узнавать новое свойственно обоим полам, хотя на это в большей степени влияют не половые, а возрастные характеристики.
При анализе возрастных характеристик, в исследовании выделяются возрастные подгруппы молодежи. Необходимо отметить, что эти категории условны и проецируются в обобщенном виде на социум, но существуют и исключения, так как многое зависит от индивидуальных характеристик подростка и от его жизненной ситуации.
К первой подгруппе относятся подростки в возрасте 14-16 лет. Как правило, они еще учатся и находятся в периоде социализации. В этом возрасте проявляется больший интерес к общению со сверстниками, к прогулкам, посещению дискотек, спорту и спортивным играм. Приоритетным для этого возраста становится общение.
Основной особенностью второй подгруппы 17-19 лет является то, что этот возраст чаще всего являет собой начало студенческой жизни. Приоритетным для этого возраста становится посещение развлекательных мероприятий. Этот возраст – период новых знакомств, встреч. Если предыдущая группа общается в основном с одноклассниками и друзьями, проживающими по соседству, то у старшей группы рамки знакомств расширяются.
К третьей подгруппе относится молодежь возраста 20-24 лет, которая закончила или заканчивает обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях. В этом возрасте сокращается контроль со стороны родителей, появляется возможность самостоятельно зарабатывать и распоряжаться деньгами.
Четвертая подгруппа – старшая 25-30 лет. Их основной особенностью является то, что этот возраст – начало самостоятельной жизни. Для молодежи этого возраста характерно вступление в производственную деятельность и создание собственной семьи. Основой жизнедеятельности на этом этапе является труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей и социального положения. Интересы молодых людей меняются, у них становится меньше свободного времени, в его структуре значительное место занимает работа и семья. Отдых становится более мотивированным.
В сфере досуга преобладают семейный отдых, домашнее хозяйство, чтение. Так интерес к общению с друзьями и приятелями с 65,8% в 14-16 лет снижается до 44,7% в 25-30 лет. Молодежь старшей возрастной категории для содержания своей семьи вынуждена подрабатывать – этому посвящает свое свободное время 15,6% молодых людей 25-30 лет, 24,2% - 20-24 лет, и только 4,1%-147-16 лет. Занятиям на компьютере посвящает свое свободное время в основном учащаяся молодежь возраста 14-16 и 20-24 лет. В свою очередь проводить досуг с семьей предпочитает 51,6% молодых людей старше 25 лет, как правило, состоящих в браке и только 22,7% - 14-16 лет. Молодежь старше 25 лет отличает желание и возможность отдыхать на природе.
Посещение дискотек – это своеобразная отличительная карточка молодежи возраста 14-19 лет. Так проводят свой досуг порядка 30% молодежи этого возраста и только 5,6% - тех, кому 25-30 лет. Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятие хобби. В большинстве случаев за любимым занятием проводят свой досуг молодежь в возрасте 14-16 лет(23,8%). Очень часто к этой категории относятся подростки, которые посещают школы дополнительного образования, кружки, секции. В то время как среди молодежи старших возрастных категорий занятие хобби в структуре досуга занимает значительно меньшую долю.
Педагогические заметки:
Методики и эмпирическая база исследования
В целях реализации программы исследования предлагаю использование следующих инструментариев, для 0-00 классов. данные медицинских карт – противопоказания; М.0-0 «Тип профессий»; М.0-0 «Карта интересов»; М.0-0 «Самооценка»; М.0-0 «Направленность личности»; М.0-0 «Темперамент»; М.0-0 «Волевые качеств ...
Функции и социальные роли социального педагога
Основными функциями социального педагога являются: 1. Воспитательная (социальный педагог обеспечивает целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, микр ...
Волевые качества и их развитие
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огр ...