Контроль и оценка результатов учебной деятельности младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Основными отрицательными «эффектами» отметки для детей 6-7 лет являются:
§ искажение отношений между учениками, учителями, родителями;
§ повышение чувства школьной тревожности и возникновение неврозов;
§ невозможность отслеживания динамики школьных успехов учеников.
С помощью отметки закладывается основа ложной самооценки ученика. Одни дети перестают думать о содержании обучения, а начинают в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки, другие не хотят ничего учить, считая, что они не нравятся учителю, и как бы ни отвечали, все равно не получат высокий балл. Для слабых учеников отметка психологически травматична, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные сложности в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус «отличника», становится главной целью.
Объективность самооценки имеет большое значение в жизни человека. Люди с неадекватной самооценкой, как с завышенной, так и с заниженной, чаще всего не достигают успеха в жизни. При заниженной самооценке учащийся думает о себе как о неспособном, неудачнике. Это позиция героя известного мультфильма Иа-Иа: «Хуже меня не бывает: я самый уродливый, самый глупый, самый робкий, самый неловкий, самый невезучий .!» . При завышенной оценке своих результатов учащийся считает, что он всего достиг и ему незачем прилагать усилия. Это позиция другого героя - Карлсона: «Я - самый лучший в мире: самый красивый, самый умный, самый храбрый, самый ловкий, самый везучий !» .
Когда человек говорит: «Это я могу сделать!», он говорит сразу о нескольких вещах. Во-первых, он пытается сообщить о том, что он уверен в своих силах, в своих возможностях. Во-вторых, что он компетентен в деле за которое берется и готов отвечать за него. В первом случае говорится об общей самооценке, т. е. о самоуважении, самопринятии, во втором - о конкретной самооценке, которая зависит полностью от полноты самопринятия.
Только человек с адекватной самооценкой может конструктивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать виновного в допущенных промахах.
Два первых года обучения в начальной школе позволяют заложить основу для дальнейшего формирования адекватной самооценки ребенка.
На первом и втором годах обучения система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения оценочной деятельности.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
• критериальность, т.е. контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Часто ребенок в школьной жизни сталкивается с тем, что ему не ясно, какая именно его работа (или ее часть) оценена и по каким критериям. Это происходит потому, что функция контроля и оценки обычно находится в руках взрослого. Чтобы изменить данную ситуацию, необходимо добиваться, чтобы все дети знали: за что и какую оценку можно получить при выполнении определенной работы. На первоначальном этапе обучения нельзя вводить оценку за всю работу, т.к. ребенку трудно удержать в памяти все требования к решаемой задаче. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
• приоритет самооценки. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке взрослого. Это позволит ученику увидеть, что любая выполняемая работа прежде всего делается для него самого, а не для кого-то. При отметочной системе, когда контрольно-оценочная деятельность всецело принадлежит учителю, этого не происходит. Что бы ни сделал ребенок, его оценивает педагог;
Педагогические заметки:
Понятийный аппарат
области изучения формообразования в музыке
Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный ...
Методические рекомендации по организации
педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
В соответствии с выявленными особенностями осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных фо ...
Повышение художественных знаний и практических
умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...