Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном обучении

Информация о педагогике » Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся » Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном обучении

Страница 1

Контроль и оценка результатов учебной деятельности млад­ших школьников является существенной составляющей процес­са обучения и одной из важных задач педагогической деятельно­сти учителя.

Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвое­ния знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную зада­чу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Основными отрицательными «эффектами» отметки для де­тей 6-7 лет являются:

§ искажение отношений между учениками, учителями, родите­лями;

§ повышение чувства школьной тревожности и возникновение неврозов;

§ невозможность отслеживания динамики школьных успехов учеников.

С помощью отметки закладывается основа ложной самооцен­ки ученика. Одни дети перестают думать о содержании обуче­ния, а начинают в первую очередь «зарабатывать» хорошие от­метки, другие не хотят ничего учить, считая, что они не нравятся учителю, и как бы ни отвечали, все равно не получат высокий балл. Для слабых учеников отметка психологически травматич­на, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные сложности в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус «отличника», становится главной целью.

Объективность самооценки имеет большое значение в жизни человека. Люди с неадекватной самооценкой, как с завышенной, так и с заниженной, чаще всего не достигают успеха в жизни. При заниженной самооценке учащийся думает о себе как о не­способном, неудачнике. Это позиция героя известного мульт­фильма Иа-Иа: «Хуже меня не бывает: я самый уродливый, са­мый глупый, самый робкий, самый неловкий, самый невезу­чий .!» . При завышенной оценке своих результатов учащийся считает, что он всего достиг и ему незачем прилагать усилия. Это позиция другого героя - Карлсона: «Я - самый луч­ший в мире: самый красивый, самый умный, самый храбрый, са­мый ловкий, самый везучий !» .

Когда человек говорит: «Это я могу сделать!», он говорит сра­зу о нескольких вещах. Во-первых, он пытается сообщить о том, что он уверен в своих силах, в своих возможностях. Во-вторых, что он компетентен в деле за которое берется и готов отвечать за него. В первом случае говорится об общей самооценке, т. е. о са­моуважении, самопринятии, во втором - о конкретной самооцен­ке, которая зависит полностью от полноты самопринятия.

Только человек с адекватной самооценкой может конструк­тивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать ви­новного в допущенных промахах.

Два первых года обучения в начальной школе позволяют за­ложить основу для дальнейшего формирования адекватной са­мооценки ребенка.

На первом и втором годах обучения система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без ис­пользования отметки как формы количественного выражения оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

• критериальность, т.е. контроль и оценка строятся на кри­териальной, выработанной совместно с учащимися основе. Час­то ребенок в школьной жизни сталкивается с тем, что ему не ясно, какая именно его работа (или ее часть) оценена и по каким критериям. Это происходит потому, что функция контроля и оценки обычно находится в руках взрослого. Чтобы изменить данную ситуацию, необходимо добиваться, чтобы все дети зна­ли: за что и какую оценку можно получить при выполнении оп­ределенной работы. На первоначальном этапе обучения нельзя вводить оценку за всю работу, т.к. ребенку трудно удержать в памяти все требования к решаемой задаче. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

• приоритет самооценки. Самооценка ребенка должна пред­шествовать оценке взрослого. Это позволит ученику увидеть, что любая выполняемая работа прежде всего делается для него самого, а не для кого-то. При отметочной системе, когда конт­рольно-оценочная деятельность всецело принадлежит учителю, этого не происходит. Что бы ни сделал ребенок, его оценивает педагог;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

История канадских университетов
В начале 1990-х в Канаде было 69 университетов и колледжей, которые присваивали ученую степень, в которых постоянно училось 572900 студентов. Среди наиболее крупных университетов страны можно выделить следующие: Университет Альберты (основан в 1906) и Университет в Калгари (основан в 1945) в Альбер ...

Особенности физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет
Физическое развитие и двигательные способности у УО детей находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движе ...

Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны, с ориентацией на личностное развитие учащихся, на повышение их адаптационных возможностей в процес ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru