Наглядность как средство развития познавательного интереса

Страница 2

Пропуски в заголовке и в содержании таблицы определяют действия по её заполнению. Задание по озоглавию таблицы направленно на формирование операции обобщения и усвоение принадлежности категории числа частям речи. Задание по озоглавию столбиков формирует умение выделять существенные свойства предмета и закрепляет знания, какие именно части речи изменяются по числам. Вписывание в клеточки таблицы вопросов совершенствует умение устанавливать грамматико-синтаксические связи в предложении и развивает операции замены и сопоставления. Рисование сосулек в последнем столбике учит соотносить явления действительности и значения грамматических категорий и развивает операции абстрагирования, конкретизации и переноса. Заинтересованность в такой работе развивает познавательный интерес, что и является условием эффективного усвоения поставленных задач учителем.

После заполнения таблицы учащиеся выделяют окончания слов в предложениях, сравнивают окончания в единственном и множественном числе и делают вывод. Поскольку для формулировки вывода у большинства младших школьников уровень обобщённого владение понятием и научным стилем речи недостаточен, можно облегчить задачу, предложив соединить части формулировки, структурировать высказывание, предъявленное в смешанном графически-языковом виде.

Соединяя нужные части высказывания, зачёркивая ненужные, неправильные школьники учатся выражать в речи связи между категориями числа имени существительного, имени прилагательного, глагола и способом формального выражения грамматической категории при помощи окончания. При выполнении этого задания развиваются такие мысленные операции, как обобщение, сопоставления, систематизация, кодирование. Можно сказать, что к графической наглядности традиционно относят таблицы, схемы. Условные рисунки, использование цвета, особого шрифта, сочетание названных средств. Все перечисленные наглядные средства, как мы убедились по программе Т.Г.Рамзаевой, могут быть объединены в одну группу, что следует из определений этих пособий, принятых в дидактике.

Таблицей принято называть цифровые, текстовые, а также различные условные обозначения, расположенные правильными рядами, колонками, столбиками в определённой системе, соответствующей теме и задаче работы. Табличная форма- один из основных характерных признаков этого наглядного пособия. Заголовок, композиция таблицы, её пересечённость составляют способ выражения связей, присущих изучаемому материалу. Овладение формой таблицы одновременно является и овладением смоделированным понятием.

Как уже вытекает из ранее сказанного, большой степенью абстракции, символизма и обобщённости характеризуются схемы. Схема-это условное обозначение какого-либо предмета или явления, передающее только основные, наиболее существенные его признаки, исключающее всё внешнее и второстепенное.При помощи схемы в условной графической форме могут быть показаны и отвлечённые категории » . Именно на этой особенности схем основывается их всестороннее и частое использование при изучении теории языка. Кроме схем и таблиц к графической наглядности относят использование схематических рисунков, которые передают не столько чувственный образ, сколько определённый сигнал, знак, выражающий обобщённое значение; использование цвета; необычного шрифта как сигналов особого рода. Все эти знаки не всегда связаны с прямым значением выделенного, но всегда определяют интерес к заданной теме.

Графическая наглядность при обучении русскому языку – это наглядность, направленная на формирование теоретических, лингвистических обобщений. Она моделирует грамматическое понятие и способы оперирование им в условной графической системе обозначений. Мотивация учебной деятельности – тот элемент, без которого невозможно ни обучение, ни развитие, поэтому работу с графической наглядностью всегда следует начинать и завершать вопросами о том. Где, когда, для решения каких задач могут пригодиться таблицы и схемы. Кроме этого очень важно создание таких ситуаций, при которых наглядность может выступить в роли справочника, опоры действий, средства запоминания, способа обобщения.

К зрительной наглядности относится картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности .В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на уроке: высокое художественное мастерство, доступность для учащихся данного класса, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи учащихся, учет материала уроков литературы. Методика работы с картиной как источником высказывания учащихся варьируется в зависимости от уровня развития и возможностей разных классов, конкретных задач урока, характера высказывания. При этом картину (репродукцию) следует прежде всего анализировать как произведение искусства, не забывая о тех специфических способах отражения действительности, которые свойственны живописи или графике.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла"
Урок 1. Основные свойства металлов и сплавов. Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развити ...

Сравнительный анализ показателей успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов по биологии и химии до и после эксперимента
После изучения в контрольном 9 «А» классе раздела по биологии «Структурная организация живой клетки» в соответствии с календарно-тематическим планированием и апробации на практике в 9 «Б» классе разработанных интегрированных уроков биологии и химии на тему «Структурная организация живой клетки», на ...

Анализ изменений коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника после его участия в театрально-художественной деятельности
Далее в нашей курсовой работе мы провели сравнительный анализ результатов диагностики (до проведения коррекционной работы и после). По результатам этого анализа можно проследить положительное влияние театрально- художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности ребенка ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru