Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная работа. Систематический подход, применяемый в самостоятельной работе, предполагает:
- включение в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (Факты, законы, методы познания и др.);
- вовлечение каждого ученика в процесс самостоятельной познавательной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);
- постепенный переход от простых заданий к более сложным, усиление их творческого характера.
Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, Удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.
С организационной точки зрения самостоятельная работа предполагает:
- наличие цели самостоятельной работы;
- наличие конкретной задачи;
- четкое определение формы выражения результата (устная, письменная, практическая);
- определение формы проверки результата самостоятельной работы;
- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Самостоятельная работа как средство обучения соответствует конкретной дидактической цели и задаче в каждой конкретной ситуации. Исследования ученых позволяют выделить 3 или 4 уровня самостоятельной деятельности .
В педагогической литературе существует различная классификация самостоятельной работы - по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности учащихся. Познавательная деятельность учащихся подразделяется на два основных вида - воспроизводящую и творческую. Им соответствуют следующие виды самостоятельных работ:
1) самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие);
2) реконструктивные работы;
3) творческие работы.
Педагогические заметки:
Средние нормы речевого развития ребенка
словарный грамматический речь дословесный Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно м ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению современного
состояния патриотического воспитания военнослужащих
Изучая основные социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма, я использовал статистические, психолого-педагогические и социологические методы (БОУ, экспертные группы, индивидуальные глубинные интервью). Будучи по характеру количественно-качественными эти методы сниж ...
Методология профориентации
“Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопрос ...