Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Для успешной деятельности учителя и учащихся необходим переход к современному компетентностному подходу в образовании.
В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Целью данной работы является изучение развития мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории.
Задачи:
1. Определение содержания методики применения самостоятельной работы.
2. Классификация видов самостоятельной работы.
3. Применение самостоятельной работы на уроках истории.
Объектом исследования является система организации самостоятельной работы на уроках истории.
Предметом исследования являются приемы самостоятельного познания общественных явлений и процессов и их правильное применение на уроках истории.
Анализ использованной литературы
В работе Гончаровой А. И. рассмотрены воспроизводящие виды познавательной деятельности учащихся, такие как описание, опрос по плану. Иванова А. Ф. в своей работе описала нетрадиционные формы работы на уроках истории. Работа Идрисова А.Е. заинтересовала приемами развития мыслительной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории. Тарасова Н. В. в своей статье подробно описала о работе учащихся над проектами по истории, которая будет очень интересна детям. В работе Юрищевой Н. В. даны методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию. Также мной проанализированы материалы, взятые с сайта «Первое сентября. Фестиваль уроков».
Педагогические заметки:
Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной
компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...
Методы и формы повышения мотивации
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и ...
Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это
встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...