Одну из важнейших ролей преподавания истории и развития мыслительной деятельности, играют такие пособия как атлас и карта.
Исторические атласы и карты содержат большое количество разнообразных сведений, такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы зависимости государств друг от друга, районы населения народов, районы классовой борьбы, пути военных походов, места битв и сражений, данные экономического характера, маршруты путешественников и т.д. Исторические атласы и карты делят на основные (обзорные) и тематические, в которых отражаются конкретные вопросы (например, войны) более подробно (движение армии). Как основные, так и тематические атласы и карты находятся в тесной взаимосвязи, они как бы взаимно дополняют друг друга.
Вот пример работ с картами, когда происходит процесс активизации мыслительной деятельности учащихся.
Например. Ученикам 6-х классов дано задание изучить карту в учебнике:
а) назвать государства, существовавшие в Европе в XIV в;
б) назвать крупные торгово-ремесленные центры;
в) крупнейшие ярмарки и торги;
г) ярмарки в Шампани;
д) города, входившие в Ганзейский союз.
Для развития мышления учащихся в процессе усвоения ими знаний, большое значение имеют иллюстрации учебника, которыми пользуются как на самом уроке, так и при подготовке домашнего задания. Особенно ценными являются иллюстрации, содержание которых органически связано с текстом учебника. Краткие объяснительные тексты к иллюстрациям являются весьма ценными. Они помогают учащимся анализировать иллюстрации и содействовать более глубокому усвоению содержания изучаемого материала. Иллюстрация в учебниках является наиболее массовым и доступным средством наглядности, как для учителя, так и для ученика. Большинство иллюстраций отражают изучаемую на уроках эпоху. Есть иллюстрации, которые запечатлели картины выдающихся художников, произведения скульпторов и архитекторов. Имеются также иллюстрации, специально созданные в дидактических целях. Все иллюстрированные изображения в учебниках, помогают раскрыть типичные исторические события, будь то классовые отношения и классовая борьба, завоевательные и освободительные войны, революции и восстания, развитие экономики, науки и искусства, географические открытия, религиозные отношения и т.д.
Для ученика, иллюстрация является большим источником для представления конкретного исторического события. О том, как жили наши предки, как выглядели, как развивалось их хозяйство, чем занимались, все это ученик может себе наглядно представить, пользуясь иллюстрациями. Работая с ними, начиная с 5-го класса, ученик развивает в себе способность анализировать изображение изучаемого исторического события, и из всевозможных изображений (таких как картин, фотографий, рисунков и т.д.) получать большую историческую информацию. Работая с иллюстрациями в учебниках, можно давать как устное, так и письменное описание конкретного изображения.
Изучение иллюстраций ученика позволяет учителю определить, когда, на каких моментах урока следует обратить внимание учеников на отдельные изображения, и какую работу следует с ними провести. Нельзя и невозможно использовать на уроке все имеющиеся в учебниках иллюстрации. Нужно отобрать из них наиболее важные для самостоятельной работы учащихся, для развития их мыслительной деятельности.
Развитию мыслительной деятельности учащихся на уроках истории, способствуют также работы с текстами. В процессе обучения, работам с текстом учебника отводится важнейшее место, ведь именно текст является основным источником исторических знаний. Учитель при работе с текстом должен в первую очередь изучить содержание каждого параграфа и его структуру. Необходимо соотнести объяснение темы на уроке с содержанием в учебнике, при этом не пересказывая полностью и не отрываясь от него, а дополняя информацию из других источников. Следует также в каждом отдельном случае выбрать те фрагменты из текста, которые даются непосредственно на уроке для проведения самостоятельной работы учеников. При работе с текстами, учитывается возможность каждого класса, насколько он подготовлен к самостоятельному усвоению материала и отбираются те фрагменты, которые доступны большинству учеников.
Педагогические заметки:
Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и
проектирование
Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. В настоящее врем ...
Программно-технологический комплекс «Электронная учительская»
Программно-технологический комплекс (далее ПТК) «Электронная учительская» – необходимый шаг для успешной реализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учрежд ...
Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми
играми дошкольников
Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единоду ...