Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах.
В главе 1 (пункт 1) мы рассмотрели основные европейские и российские ключевые компетенции. Этот перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Всё изложенное выше подтолкнуло нас к разработке инновационно-компетентностной модели образовательной программы, материалом для которой явилась образовательная программа учебной дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для студентов-бакалавров 3 курса специальности 050700 Педагогика. В нашей работе мы попробовали отобразить как новый компетентностный подход, так и формируемые на основе освоения этой программы профессиональные компетентности.
В Приложении 1 приводится общая характеристика данной образовательной программы. В приводимую нами общую характеристику включены:
1) цели и задачи дисциплины;
2) требования к уровню освоения дисциплины;
3) объём дисциплины и виды учебной работы.
Конкретная инновационно-компетентностная модификация содержания дисциплины представлена ниже.
Таблица 2. Потенциальная возможность дидактических единиц применительно к формированию пяти профессиональных компетентностей
компетентности учебная дисциплина |
общекультурные |
учебно-познавательные |
информационные |
коммуникативные |
социального взаимодействия |
Введение в научно-исследовательскую деятельность |
1, 15, 18, 35, 36 |
3, 7, 8 10, 12, 16, 20, 28 |
5, 6, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24, 26, 27, 29, 30 |
2, 31, 32, 33 |
4, 34 |
Анализ данных этой таблицы показал, что дидактический блок потенциально соотносится с содержанием социальных компетентностей. Одни дидактические единицы в большей, другие в меньшей степени соответствуют то или иной профессиональной компетентности.
Приведем еще одну таблицу (3) в качестве априорной вероятности значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе изучения выбранной дисциплины (ранговое порядковое распределение; 1 – высший ранг).
Таблица 3. Априорная вероятность значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе усвоения дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».
учебная дисциплина компоненты |
Знание |
Умение, опыт |
Отношение | ||||||||||||
компетентности |
ОК |
УП |
И |
К |
СВ |
ОК |
УП |
И |
К |
СВ |
ОК |
УП |
И |
К |
СВ |
Введение в научно-исследовательскую деятельность |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Педагогические заметки:
Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...
Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения
Под условиями предъявления понимаются количество прослушиваний и темп речи говорящего. На практике преподавателями широко используется повторное прослушивание текста в целях облегчения понимания и запоминания содержания и языковой формы текста. Нужно отметить, что многие методисты высказываются о в ...
Другие образовательные учреждения по подготовке
кадров для органов и войск МВД России
Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар) Астраханский филиал (г. Астрахань) (преобразован в суворовское училище МВД России) Махачкалинский филиал (Республика Дагестан, г. Махачкала, пос. Ленинкент) Новороссийский филиал (Краснодарский край, г. Новороссийск) Ставропольский филиал (г. Став ...