Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.
Вне зависимости от марки, модели, времени создания и области применения все персональные компьютеры, используемые в школьном обучении, имеют общие фундаментальные особенности, положительно влияющие на процесс обучения, например одновременное выполнение нескольких операций по обработке информации, возможность обработки, хранения, представления и передачи информации разных типов, в числе которых текст, числовые данные, графические изображения, звук (9).
Использование компьютеров на уроках формирует создает положительное эмоциональное настроение, способствует активизации умственной деятельности. Активизация обучения связана как с диалоговым характером работы компьютера, то есть, на каждое действие человека следует определённая реакция компьютера, так и с тем, что каждый ученик работает за своим компьютером. При традиционном классно-урочном обучении основное - это восприятие учащимися информации в устной форме, при этом ученику не часто приходится проявлять активность на уроке, а учитель не в состоянии организовать и контролировать активную работу каждого ученика на его рабочем месте. Поэтому традиционное обучение, в основном, является не продуктивным и пассивным. Обучение, проводимое с помощью компьютера значительно меняет степень освоения и запоминания учебного материала, компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты (Рис.1).
Рис.1
Индивидуализация обучения при использовании компьютера даёт возможность каждому ученику самому выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Даже неуспевающие учащиеся охотно работают с компьютером, а неудачный ход работы вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно изучить недостающий материал, возвращаясь по средством гиперссылок к недопонятой теме.
Графические возможности дисплеев персональных компьютеров и гибкие языки программирования позволяют сделать компьютерное обучение очень наглядным. При помощи компьютерной графики можно визуально отобразить такие явления и процессы, которые не могут быть увидены в действительности, можно наглядно отобразить то, что на самом деле не имеет наглядности (например, эффектов теории относительности, закономерностей числовых рядов и т.п.). На такой возможности компьютера основывается когнитивная компьютерная графика - особое направление применения компьютеров в научных исследованиях, когда иллюстративные возможности компьютера используются для изучения различных закономерностей.
Традиционное обучение является в основном теоретическим и мало наглядным. Классно-урочная форма обучения вынуждает педагога к усилению теоретической стороны обучения в ущерб практической. Любому педагогу излагать теоретический материал значительно легче, чем организовывать ориентированную на практику работу учащихся. Если вести обучение с помощью компьютера, то образовательный процесс приобретает практический уклон, поскольку вычислительные и моделирующие возможности электронной техники предрасполагают к обучению в форме решения чётко поставленных задач практической направленности.
Компьютерная технология повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Непосредственная работа на компьютере сама по себе обладает привлекательными чертами, втягивает в себя людей. Благодаря чему организации учебного процесса с участием компьютера, само изменение характера работы ученика на уроке способствуют повышению интереса к учебе. Важное значение имеют элементы игры, состязательности в компьютерном обучении (например, подсчет очков и сравнение достижений различных учеников) или звуковые и зрительные эффекты (10).
С другой стороны, интегрирование обычного урока с компьютером привлекательно и для учителей, поскольку, позволяет учителю переложить часть работы на компьютер, помогает лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Основными функциями преподавателя в учебной деятельности с применением компьютерных возможностей являются: отбор учебного материала и заданий, планирование проведения уроков, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль над обучением, коррекция процесса обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать.
Педагогические заметки:
Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста
При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора: А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании; Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицани ...
Диагностика эстетической готовности студентов педагогического ВУЗа
Экспериментальное исследование проводилось на базе Новосибирского Государственного Педагогического университета, в эксперименте приняли участие 15 человек, из них 9 девочек и 6 мальчиков, входящих в состав студенческой организации «Актив Института Физико-Математического и Информационно-Экономическо ...
Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...