Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Развитие воображения » Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 2 «А» класса МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края в количестве 20 человек, из них составили: 10 человек – экспериментальную группу (ЭК); 10 человек - контрольную группу (КГ).

Возраст участников эксперимента 7-8 лет.

Задачи исследования:

- развитие воображения младшего школьника на основе учебных и творческих задач;

- провести констатирующий эксперимент с целью изучения особенностей учащихся, определяющих уровень и дальнейшее развитие их творческого воображения;

- провести формирующий эксперимент с целью развития творческого воображения младших школьников;

- доказать зависимость развития воображения от обучения.

Для практического подтверждения этих задач, использованы уроки изобразительного искусства в начальных классах, т.к. изобразительная деятельность детей является активным упражнением ребёнка в развитии процесса воображения. Возможными путями для развития творческого воображения на занятиях по рисованию могут быть: применение художественной литературы, рисование на темы, выразительные средства живописи, использование фольклора. Но особенно большую роль играет использование на занятиях по рисованию творческих заданий, включающих в себя задачи развития не только изобразительного, но и словесного творчества. Исходя из этого, детские работы получаются удивительно интересными.

Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Кроме того, с родителями проводили консультации, беседы и родительские собрания.

Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного:

1. Констатирующий этап исследования. Цель - выявить исходный уровень творческого воображения младших школьников. Работа на данном этапе проводилась в начале учебного года (сентябрь 2010 г.).

2. Формирующий этап исследования. Цель - развитие творческого воображения младших школьников. Формирующий этап эксперимента включал условия и методы, обеспечивающие развитие творческого воображения младших школьников. Работа проводилась с сентября по декабрь 2010 года;

3. Контрольный этап исследования. Цель - выявить эффективность методов развития творческого воображения младших школьников. Контрольная диагностика проведена в конце декабря 2010 года.

Для определения уровня творческого воображения учащихся использовались следующие методы исследования: рисунчатый тест Е.Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, а также беседы и наблюдения.

Рисуночные тесты - один из наиболее информативных проективных тестов, позволяющих определить готовность механизмов письма (тонкая моторика), особенности интеллекта, т.е. уровень общего психического развития, а также личностные особенности и эмоциональное состояние испытуемого.

Цель констатирующего эксперимента: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е.Торренса «Неполные фигуры».

Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Эмпирическое исследование эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе было проведено педагогическое тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет. Всего было исследовано 24 ребенка в возрасте 7-8 лет с умственной отсталостью. Исследования ...

Организация рабочего места учащегося
Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-прои ...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru