В табл.3 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов всей группы: в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 3 - Общие результаты диагностики творческого воображения детей в целом по группе (%)
Способности |
Первый уровень |
Второй уровень |
Третий уровень |
Четвертый уровень |
Пятый уровень |
Шестой уровень |
Количественная продуктивность деятельности |
20,00 |
15,00 |
50,00 |
15,00 |
0 |
0 |
Гибкость использования идей |
15,00 |
25,00 |
35,00 |
25,00 |
0 |
0 |
Оригинальность воображения |
25,00 |
40,00 |
30,00 |
5,00 |
0 |
0 |
Как видим, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (50 %). Количество детей, относящихся к первому уровню (20 %) . Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню (по 15 %).
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (35%). Ко второму и четвертому уровню относится по 25% детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (15 %).
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (40%). Количество детей, относящихся к первому уровню 25%). Чуть больше детей на третьем уровне (30%), а наименьшее количество детей относится к четвертому уровню – всего 5%.
Если представить полученные данные на гистограмме, они будут выглядеть следующим образом (рис. 2).
Рисунок 2 - Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса
Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.
Для этого мы проведем формирующий эксперимент.
Данный этап предлагаются учебные и творческие задачи и упражнения для формирования у детей творческого воображения.
Цель формирующего эксперимента - развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.
В течение четырёх месяцев (сентябрь-декабрь 2010 г.) с учащимися проводились художественно-творческие занятия. Детям предлагаются самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
Таким образом мы, в процессе формирования у детей воображения, помогали им свободно придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений, направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях, историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят и учителя.
Педагогические заметки:
Выбор и использование музыкального сопровождения на
уроке физической культуры
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части – подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависим ...
Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...
Влияние театрально-художественной деятельности на развитие коммуникативных
качеств личности ребёнка дошкольника
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколени ...