- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;
- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
- способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.
Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому в нашем исследовании развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе изобразительной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
В первой главе курсовой работы на основе научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста осуществлен анализ проблемы развития творческого воображения младших школьников.
Уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста; показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать творческое воображение в начальной школе. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Во второй главе были рассмотрены цели и задачи экспериментальной работы, описаны критерии и показатели оценки уровней творческого воображения младших школьников, проверялась эффективность методики развития творческого воображения учащихся на уроках рисования.
Базой опытно-экспериментальной работы стал 2 «А» класс МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска в количестве 20 человек: по 10 человек в ЭГ и КГ.
Были определены последовательные этапы развития творческого воображения у детей:
1. Диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень творческого воображения исследуемой группы детей;
2. Формирующий этап эксперимента, цель которого – развитие творческого воображения младших школьников с использованием программы на уроках рисования;
Педагогические заметки:
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. Подчеркнем, ...
Сущность понятия « школьная готовность» и её основные составляющие
В первом параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть сущность понятия «школьная готовность», ее основные составляющие. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Меняется образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Одной из задач до ...
Организация работы по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и
поведении
Для проведения экспериментального исследования была взята группа из 12 человек детского сада «Метелица» г. Новый Уренгой. Нужно отметить, что были взяты 6 человек с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении . Вместе с психологом автор разработал систему занятий и провел первичную ...