Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению

Страница 1

Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.

Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.

Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста.

Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.

Сформулируйте ответ на вопрос: «О чем повествуется в тексте?»

Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста.

Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.

Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

Переведите заглавие со словарем и скажите, какая приставка придает словам отрицательное значение.

Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.

Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

Придумайте заглавие, которым можно объединить три названных факта.

Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.

Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители самыми информативными элементами в тексте.

Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

Упражнения на овладение

структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей

Овладение структурой газет и распознавание жанров газетных материалов

Найдите в данном номере газеты основное информационное сообщение. Скажите, какое событие описывается в нем. Найдите в газет другие материалы по данному вопросу.

Найдите второе по важности информационное сообщение номера; скажите, о каком событии рассказывается в нем и какие еще материала газеты посвящены этому событию

найдите в газете некомментированные информационные статьи (информационные статьи с элементами комментария, комментированные информационные статьи); скажите, каким вопросам они посвящены.

Найдите в газете редакционные статьи (статьи специалистов, постоянных обозревателей газеты); скажите, каким вопросам они посвящены.

Найдите интересные для вас материалы, которые газета публикует под рубриками …

Просмотрите страницу газеты, журнала, набор текстов и отберите тексты на тему ….

Просмотрите газету (журнал). Перескажите на родном или иностранном языке содержание наиболее интересного текста по теме.

Сделайте выборку статей по указанному вопросу из нескольких газет.

Овладение структурно-композиционными особенностями научных (научно-популярных) текстов.

просмотрите текст. Определите его характер (описание, рассуждение, повествование).

Просмотрите текст и скажите, содержит ли он, с вашей точки зрения, интересную информацию.

Прочтите начальные предложения первого и последнего абзацев. Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.

Установите, верно ли указана граница вводной части текста; если нет, исправьте ошибки.

выберите из напечатанных на отдельных карточках текстов вводную, основную и заключительную части статьи. Составьте из них статью.

выделите в тексте вводную и основную части.

Установите, повторяется ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных компонентах (заглавии, вводной или основной части) она формулируется.

Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста. Если нет, дайте свой вариант.

выделите в тексте вводную, основную и заключительную части.

Найдите заключительную часть текста. Дается заголовок и вводная часть текста; основная часть разделена на отдельные смысловые куски.

Составьте общее представление о содержании текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной и заключительной частям).

прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать этому выводу.

прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем будет идти речь в данном тексте.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Характеристика коммуникативных особенностей детей дошкольного возраста
Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование ...

Формы организаций детей раннего дошкольного возраста
Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей ...

Советы логопеда родителям
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru