Обучение, ориентированное на становление активной познавательной позиции ученика. его познавательной инициативы, можно считать положительно воспитывающим. Как определяют дидакты, воспитание в процессе обучения предусматривает "целенаправленное формирование эмоционально – ценностного отношения к изучающим объектам (содержанию) и стоящей за ними действительности, к процессу изучения, а также к формируемым качествам личности – нравственным, социальным, эстетическим, познавательным, трудовым".
Сказанное заставляет задуматься над очень важной мыслью: если урок русского языка скучен, если на нем ученик познавательно пассивен, если он только исполнитель намеченного учителем плана, то такой урок не только не разрывает, но и не оказывает желаемого положительного влияния (даже если на нем использовался ценный дидактический материал).
Не только развитие, но и воспитание школьников на уроке осуществляется в первую очередь вовсе не благодаря специально включенным "моментам" (хотя, конечно, если это целесообразно, и они могут иметь место) – воспитывающий и развивающий эффект достигается прежде всего характером самого обучения, его содержанием и способами организации. Если на уроке не просто даются лингвистические знания и умения, а формируется интерес к познанию, закладывается основы личностного отношения к этому процессу, основы умения учиться – такой урок будет одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим.
Завершая разговор о первом требовании к уроку – о необходимости органичного слияния трех решаемых задач (дидактической, развивающей, воспитательной) в триединую, М.С. Соловейчик привлекает внимание еще к одной стороне вопроса. Хорошо известно, что воспитывают не знания, а люди, несущие эти знания… Кто и как будет учить детей – вот самое главное условие воспитывающего обучения. (Ш.А. Амонашвили).
Эта мысль выводит М.С. Соловейчик на формулировку второго требования к современному уроку: на уроке должна царить атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общей (учителя и учеников) заинтересованности, коллективного поиска, взаимного удовлетворения от "познавательных побед" (Ш.А. Амонашвили), атмосфера сотрудничества.
Реализация третьего требования связана с умением учителя проявить свою лингвистическую подготовку. Урок должен быть лингвистические грамотным и по трактовке понятий, и по организации работы над ними, и по постановке вопросов, и по отбору дидактического материала.
Для того, чтобы урок отвечал названному требованию быть лингвистически грамотным, необходимо, чтобы учитель глубоко понимал лингвистическую сущность всех явлений языка, подлежащих рассмотрению в начальных классах, сам рассмотрению в начальных классах, сам хорошо ориентировался в признаках изучаемых понятий.
Четвертое требование к уроку состоит в следующем: урок должен быть относительно законченным, целостным "педагогическим произведением" (М.Н. Скажкин) с определенной логикой развертывания, учебной деятельности школьников, понятной не только учителю, но ученикам. Для выполнения этого требования необходимо, обдумывая урок, прежде всего определить его "ядро", ту главную цель, которая должна быть доступна, затем наметить этапы движения к этой цели и только с позиции понятных решений искать способы и средства обучения для каждого из звеньев работы – от постановки учебной задачи и действий по ее решению до применения детьми нового знания или умения в различных ситуациях.
Рассмотрим требования к уроку русского языка, которые выдвигает М.Р. Львов.
Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (синтаксисы, морфологии), морфемики, лексики, орфографии, прагматики языка, или речи.
Гармоническое соотношение теории и практики. Теория – это языковое понятие, определения, закономерности, правила, модели и другие виды обобщений; практика – это речь (практика языка все разновидностях: речь – говорение, выражение мысли; аудирование – восприятие речи, ее понимание; письмо – выражение мысли в графическом коде; чтение и понимание; мысленная, внутренняя речь). Практикой принято также считать языковый анализ и другие упражнения, т.е. вспомогательные учебные действия.
Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспитание личности ученика, его способностей, его творчества.
Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. Понятие "культура речи" предполагает безусловное соблюдение литературной нормы и в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.
Педагогические заметки:
Общая характеристика эмоций
Все с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем чере ...
Методика изучения арифметических действий по программе "Школа-2100"
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматри ...
История канадских университетов
В начале 1990-х в Канаде было 69 университетов и колледжей, которые присваивали ученую степень, в которых постоянно училось 572900 студентов. Среди наиболее крупных университетов страны можно выделить следующие: Университет Альберты (основан в 1906) и Университет в Калгари (основан в 1945) в Альбер ...