На первых порах чтение текста происходит в классе, с тем чтобы показать учащимся, как надо читать. В дальнейшем само чтение текста переносится на дом, на уроке только проверяется его понимание. Однако не реже раза в месяц следует читать и в классе. Это дает возможность, с одной стороны, контролировать способы чтения, которыми пользуются учащиеся, а с другой, развивать беглость как специфическую черту ознакомительного чтения.
При подготовке к проведению ознакомительного чтения учитель прежде всего намечает объекты контроля, т.е. выделяет в тексте все факты, понимание которых обеспечивает понимание его содержания. Далее он выбирает форму контроля и решает, какой должна быть формулировка задания. Независимо от избранной формы контроля, в дальнейшем проверяется понимание только намеченных заранее фактов текста. Следует помнить, что при этом виде чтения проверяется понимание только основного; несущественные детали, даже если они и понятны при чтении, требуют дополнительных усилий для запоминания, поэтому ожидание проверки понимания всех деталей заставит учащегося изменить характер чтения, и оно уже не будет ознакомительным.
Примеры заданий и форм проверки при развитии ознакомительного чтения:
1. Прочтите текст с тем, чтобы потом ответить на вопросы по основному содержанию текста. Вопросы, охватывающие все основные моменты текста, должны быть сформулированы таким образом, чтобы на них нельзя было ответить предложением, заимствованным из текста, учащихся следует приучать интегрировать смысл нескольких предложений. Этот способ проверки может иметь различные организационные формы.
Подводя итог всей работе в целом, следует сделать следующие выводы:
Суть чтения как вида коммуникативной деятельности заключается в извлечении информации, заключенной в тексте, в необходимом объеме
Целью обучения чтению в средней школе является овладение учащимися чтением про себя с непосредственным пониманием читаемого. Чтение вслух используется в учебном процессе как вспомогательное средство обучения и методический прием.
В школе выделяются три этапа обучения чтению про себя:
1 этап (5-6 классы) – формирование механизма чтения про себя.
2 этап (6-8 классы) – развитие чтения про себя.
3 этап (8-10 классы) – освоение чтения текстов различных функциональных стилей.
Механизма чтения осуществляется на усвоенном в устной форме языковом материале поэтапно: вначале осваивается чтение слов, затем – чтение структур с их постепенным расширением, после этого – сочетание структур разных типов и, наконец, чтение небольших текстов с постепенным увеличением их объема и усложнением содержания.
Учитывая сложности орфографической системы английского языка, чтение слов осваивается по группам однотипных слов (обучение по ключевым словам).
Градуированное чтение вслух и про себя структурного материала и небольших текстов расширяет у учащихся поле чтения и вырабатывает антиципацию при чтении.
Овладение чтением про себя достигается с помощью обильного чтения легких текстов, построенных на знакомом грамматическом материале и содержащих небольшое число незнакомых слов. Такие тексты учащиеся читают дома, на уроке осуществляется контроль понимания прочитанного.
При обильном чтении происходит накопление у учащихся лексики, которая усваивается и используется при чтении. Она составляет пассивный запас лексики учащихся.
Педагогические заметки:
История канадской образовательной системы
Первые канадские школы, которые были созданы по религиозным указам Французской Католической Церкви, датируются началом семнадцатого века. Высшее образование появилось в 1635 году в Квебеке. После передачи Канады из французской под британскую юрисдикцию в 1763 в системе образования начало выявляться ...
Компьютерные телекоммуникации в школьном курсе информатики
Любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образ ...
Методика развития общей выносливости учащихся 6-х классов
общеобразовательной школы
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достига ...