Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Информация о педагогике » Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе » Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Страница 2

Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций, а также изучение материалов по истории Дагестана, позволяют утверждать, что за много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный, творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека. У дагестанцев сложились свои представления о жизненно важных знаниях, умениях и навыках, о физической закалке, о труде и любви к природе и т. д.

Выдающимся качествам горцев удивлялись многие. Весьма положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости, умеренности в еде, о мужестве и воинственности худощавых горцев отец медицины Гиппократ, побывавший на Кавказе 2300 лет тому назад. Особое внимание обратил Гиппократ на трудолюбие и свободолюбие горцев, постоянное занятие физическим трудом. Память народа запечатлела в исторической песне высказывание одного из самых жестоких средневековых завоевателей Тамерлана о поразительном мужестве и отваге горянки, героини XIV века, Парту-Патимы: «Вселенная клич мой услышала бранный. Пленял я царей, завоевывал страны, но вижу впервые отряд пред собой, за девушкой-воином скачущий в бой».

Высокую характеристику военным дарованиям горцев дал Пётр I: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие против него».

Заслуженное признание получило трудолюбие горцев Дагестана. «Лезгины имеют весьма мало пашен и лугов, - отмечал П. Граббе. - Террасы эти обрабатывают весьма тщательно; по бокам они усажены фруктовыми деревьями и виноградными лозами, середина засевается кукурузой, которая у них заменяет другие хлебные растения . Нельзя не изумляться этими вековыми работами многих поколений, которые трудами своими превратили огромные голые скалы в пашни и сады». Не менее восторженные отзывы даны и таким качествам дагестанцев, как умственное развитие, смекалка, физическая сила, выносливость, способность создавать и беречь красоту и многое другое. И военные, и трудовые, физические и эстетические качества народа есть не что иное, как результат огромного кропотливого труда старших поколений по реализации главной цели народного воспитания — формированию настоящего человека: семьянина, наследника и гражданина, хранителя и продолжателя добрых традиций семьи, рода и своего народа.

«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.

Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Это должен постичь каждый независимо от пола и социального положения в обществе. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.

Безусловно, представление о человеке и человечности, как и многое другое, в процессе становления общества не было тождественным у его членов. Господствующие классы, иноземные поработители царские чиновники, местные дагестанские феодалы, уздени, ханы и нуцалы видели человечность, воспитанность простого народа только в беспрекословном их повиновении имущим, нередко общественно признанные простые нормы человечности (честь, совесть, гуманность, благородство, преданность народу и другие) трактовались ими по-своему.

Но народ — творец и созидатель, хранил в своей памяти только здоровое, жизненное начало человечности. Как говорил Расул Гамзатов: «Есть периоды господства князей, ханов, шамхалов, порою умных и энергичных, но больше злых и подлых, но не они делают историю и двигают ее. Трудящиеся массы — им принадлежит и прошлое, и настоящее, и будущее».

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях. По данной теме изучен опыт работы О. Сухининой, воспитателя детского сада №1667 ГУВД г. Москва. Дошкольное учреждение ...

Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждающие положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии
В России в настоящее время психокоррекционная практика использования разных видов арттерапии с детьми с отклонениями в развитии представлена в работах Ю. Б. Некрасовой «Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся», Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецовой «Психокоррекционна ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru