Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность

Информация о педагогике » Повышение общей физической работоспособности учащихся основной школы на уроках физической культуры » Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность

Страница 1

Под работоспособностью в широком смысле этого слова следует понимать «тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек». Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам здесь относятся – знания, умения, способности, мотивы, волевое усилие, функциональная выносливость нервной системы и организма в целом; к объективным – методические, организационные, гигиенические и другие условия, которые не зависят от человека.

К.К. Платонов определяет работоспособность как биологическое понятие, в психологическом смысле попытка работоспособности рассматривается как дееспособность. В более узком смысле слова под работоспособностью понимается уровень количественного и качественного выполнения работы при максимальном напряжении. В еще более узком смысле работоспособность можно понимать, как способность нервной системы выдерживать длительные максимальные нагрузки.

Принято выделять два вида работоспособности – умственную и физическую.

Умственная работоспособность – это возможность ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту при экономичных нервно-физиологических затратах.

Способность продолжительно, эффективно заниматься разнообразной умственной работой без напряжения и значительного утомления.

Физическая работоспособность является выражением жизнедеятельности человека, имеющим в своей основе движение, универсальность которого была блестяще охарактеризована еще И.М. Сеченовым. Она проявляется в различных формах мышечной деятельности и зависит от способности и готовности человека к физической работе. В настоящее время физическая работоспособность наиболее широко исследуется в спортивной практике, представляя несомненный интерес для специалистов как медико-биологического, так и спортивно-педагогического направлений, Физическая работоспособность – одна из важнейших составляющих спортивного успеха. Это качество является также определяющим во многих видах производственной деятельности, необходимым в повседневной жизни, тренируемым и косвенно отражающим состояние физического развития и здоровья человека, его пригодность к занятиям физической культурой и спортом.

Н.И. Волков предложил выделять энергетический фактор физической работоспособности (аэробную и анаэробную и составляющие), подчеркивая особый вес этого фактора в упражнениях, требующих высокого уровня развития выносливости. В качестве важнейшего критерия аэробных возможностей организма принято выделять показатель максимального потребления кислорода (МПК), как показателя функционального состояния кардиореспираторной системы (ВолковВ.М, 1977). В.П. Загрядский и А.С. (1971) предлагают определять работоспособность как способность человека совершать конкретную деятельность в рамках заданных параметров времени и эффективности труда. При этом авторы считают, что работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состояния функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей.

Развивая дальше эти представления и проводя многочисленные обследования специалистов различного профиля деятельности, А.С. Солодков, B.C. Щеголев и В.И. Кулешов (1976, 1986) вносят некоторые дополнения в определение работоспособности человека, и главное - уточняют характер прямых показателей, обосновывают и предлагают небольшой комплекс информативных косвенных констант и вводят количественный интегральный показатель для оценки работоспособности.Авторы понимают способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме.

Адаптируя приведенное выше определение работоспособности следует указать, что прямые показатели у спортсменов позволяют оценивать их спортивную деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) стороны. С этой точки зрения все методики исследования прямых показателей работоспособности подразделяются на количественные, качественные и комбинированные. С помощью комбинированных методик исследования можно оценивать как производительность, так и надежность, и точность спортивной деятельности.

К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д. Кроме этого, установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма. (Абрамов Э.Н, 2008).

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

История канадских университетов
В начале 1990-х в Канаде было 69 университетов и колледжей, которые присваивали ученую степень, в которых постоянно училось 572900 студентов. Среди наиболее крупных университетов страны можно выделить следующие: Университет Альберты (основан в 1906) и Университет в Калгари (основан в 1945) в Альбер ...

Методология, методы и логика педагогического исследования
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные ме­тоды исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науко­ве ...

Анализ изменений коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника после его участия в театрально-художественной деятельности
Далее в нашей курсовой работе мы провели сравнительный анализ результатов диагностики (до проведения коррекционной работы и после). По результатам этого анализа можно проследить положительное влияние театрально- художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности ребенка ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru