Развить интерес к чтению можно лишь при одном условии - каждый урок зарубежной литературы должен быть интересным. Нужно, чтобы ученики думали и искали.
Одним из путей решения этой проблемы есть проблемно поисковый метод, или организация самостоятельной исследовательской работы. Эта проблема прошла длинный путь испытаний в педагогике.
Не первый ли ее нарушил древнегреческий философ Сократ. Его „Исследуйте” определило последующие подходы к изучению сути явлений прошлого и современного. На грани 50-60 годов ХІХ века идею исследовательской деятельности поддержал врач и педагог М.И.Пирогов. эту деятельность школьников в процессе познания он противопоставлял официальной учебе, которую называл еще „классно-переводним”.
К.Д.Ушинский неоднократно повторял: „. учеба должна всегда способствовать деятельности, адекватной силам ребенка, и помогать ей только там, где нужно, постепенно ослабляя поддержку с возрастом ребенка”. Такое же мнение выразила и С.Русова, которая отмечала, что не стоит учителю в своих изложениях вычерпывать тему: следует детям самим к ее окончательному пониманию.
Идею исследовательской деятельности пылко поддерживал известный ученый-методист второй половины ХІХ века В.Я. Стомянин. Его методика была направлена на критический анализ произведения, предусматривала свободную его трактовку, способствовала формированию творческого читателя.
В 30-40-х годах ХХ века эту проблему рассматривали М.М.Соколова, М.О.Рибникова, В.В.Голубков и другие.
Вопрос проблемно поискового подхода к изучению литературы и в настоящее время интересует ученых, учителей, методистов.
Д.С.Лихачов на вопрос: „ Все ли вам понятно в „Слове”?” - ответил: „Конечно, нет. Вообще, в литературном произведении не может быть все понятным. Если это случается, то произведение теряет свою таинственность”.
Такой ответ ученого свидетельствует о том, что исследовательский метод познания - главный.
И задание каждого учителя заключается в том, чтобы пробудить у учеников дух поиска, создать на уроке благоприятные для этого условия. А это возможно лишь благодаря серьезному анализу, исследованию произведения, когда ученики становятся открывателями.
Без исследовательской работы невозможно провести нестандартные уроки, которые так нравятся ученикам. Ведь именно на таких уроках появляется возможность каждому на определенное время стать „ученым-испытателем”, утверждать себя как личность. Именно пошуковцями ученики становятся на таких уроках, как внеклассное чтение за сказкой Ш.Перро „Золушка”. Они должны возможность быть и модельерами, предлагая собственную модель платья для героини и философами, рассуждая, почему эту сказку и до сих пор любят и взрослые и деть.
Наибольшая познавательная активность оказывается тогда, когда ученик сам находит проблему, формулирует вопрос к ней и сам ищет ответа на них. Такие вопросы возникают, например, во время обсуждения мотивов и поступков героя.
- Печорин не любит Мэре, почему же он добивается ее любви?
- Раскольников отдает последние копейки Мармеладовым, но убивает старуху. Добрый он или слей?
Среди видов школьного исследования можно отделить такие:
Биографический (сбор интересных и неизвестных фактов из биографии писателя. Например, 5 класс, Дж. Киплинг - материалы о Нобелевской премии, о простреленной книге из Франции, 6 класс - Легенды об Эзопе.)
Художественный (выразительное чтение с четко выраженным над заданием - целью задания, инсценировки произведения, созданием сценариев на основе литературного произведения).
Читательский (накопление наблюдений над текстом, анализ читательских впечатлений других учеников)
Краеведческий (ознакомление с памятными местами. Например, „Зарубежные писатели и Украина”)
Исторический (анализ исторических событий и их отображение в литературном произведении. Например „Троя - реальность или выдумка?”)
Искусствоведческий (анализ произведений изобразительного, музыкального, театрального искусства в связи с литературой. Например, „Художественная литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства”)
Интересным является то, что проблемно поисковый метод дает возможность учитывать индивидуальные особенности ученика, содействует его художественному развитию, ведь мы следуем к профилированию учебы.
Склонность к размышлениям, наблюдениям, анализу явлений жизни и искусства присущие старшим подросткам. Целиком очевидно, что сравнительно с шести-семикласниками, методы и приемы учебной деятельности должны осложняться. Они призваны создать в классе поля творческого поиска, включить ученика в диалог, чтобы он почувствовал себя равноправным его участником, сотворцом на уроке.
Педагогические заметки:
Определение игры как вида человеческой деятельности
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл ...
Роль игры на уроке иностранного языка
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступн ...
Норма времени на пошив изделий
Нормирование учебных работ производственного обучения формирует у учащихся ответственное отношение к выполняемой работе, вырабатывает дисциплину, так как устанавливаются определённые временные критерии на пошив изделий. В подготовительном периоде время выполнения, как правило, не нормируются, но на ...