Тематические аттестации в форме собеседований и зачетов. До зачета ученики готовят небольшие доклады (мини-лекции на вопросы, которые предлагаются на аттестацию). Все ученики в классе распределяются на критиков или содокладчиков. Докладчик вступает в дискуссию с критикой, аргументирует свое мнение. Роль конформиста лучше исполнить учителю. Он должен остаться "нейтральным". На таком уроке выступает большое количество учеников, учитель не только в интерактивной форме выясняет уровень усвоения ими определенной темы, но и работает над усовершенствованием их устной монологической и диалогической речи.
Заседание пресс-клуба.
Заблаговременно объявляется тема урока, творческой группе учеников предлагаются разные задания: взять на себя выполнение ролей писателя, его современников, литературного критика, читателей и обязательно эксперта. Стоит позаботиться и о внешних изменениях в классе: парты располагаются буквой "П". Роль ведущего исполняет учитель. При девизах клуба может служить высказывание французского философа Вольтера: "Ваша мысль мне глубоко враждебная, но за ваше право ее выразить я готов пожертвовать своей жизнью".
Правила ведение заседания пресс-клуба:
-выражать разные, но противоположные, временами совсем странные мысли по проблеме, которая обсуждается;
-можно спорить, не соглашаться с общепринятым виденьем;
-критически относиться к себе. Запрещается:
-выражаться оскорбительно о ком-либо;
-во время обсуждения переходить на личность оппонента;
-перерывать собеседника;
-при отсутствии аргументации направлять разговор в другую сторону;
-использовать обидчивые преувеличения.
"Мозговая атака".
Этот вид диалога активизирует творческие способности учеников. "Мозговая атака" предусматривает такие этапы работы:
-объявления темы и заданий уроку;
-создание малых групп (5 - 6 лиц за собственным выбором);
-создание проблемной ситуации;
-выдвижение в малых группах разнообразных идей;
-систематизация идей в группах;
-критическое обсуждение этих идей;
-формулировка выводов относительно решения данной проблемной ситуации.
Во время проведения "мозговой атаки" учитель может выяснить уровень усвоения школьниками определенной темы, а также предложить новый аспект ее решения.
Дискуссия. Школьные дискуссии условно разделяют на такие виды: дискуссия-имитация; дискуссия-обобщение; дискуссия - поиск истины; дискуссия-размышление; дискуссия-доказательство.
Да, проблема, которая рассматривается во время дискуссии-размышления, имеет несколько путей решения и дает возможность сформулировать разные варианты выводов, которые основываются на субъективных позициях учеников.
В результате дискуссии-доказательства обосновывается и практически проверяется окончательная истина, определенная сумма знаний.
В основе дискуссии-обобщения лежит проблема, выяснение которой помогает обобщить, систематизировать знание учеников.
А в процессе дискуссии-имитации моделируются фрагменты научных дискуссий, например, защита ученических докладов на заседаниях Наваждение.
Решающей является роль учителя во время дискуссии-поиска истины. Успех ее зависит от умения педагога вызывать учеников на полемику, поставить такие вопросы и задания, которые бы вели к самостоятельному поиску истины, обеспечивали поддержку всем участникам дискуссии.
Педагогические заметки:
Национальная доктрина и модернизация образования в России
В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противо ...
Анализ опыта работы учителя Малькевич С.В. в формировании
коммуникативных навыков на уроках английского языка
Необходимо ещё раз обозначить гипотезу нашего исследования. Наша задача состояла в том, чтобы установить, способствует ли использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса формированию коммуникативных навыков у учащихся. Для подтверждения нашей гипотезы и в соответствии с ...
Система развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка
с использованием наглядности
Стратегия развития ПИ к урокам русского языка в том, чтобы поддерживать необходимую для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока русского языка. Именно умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия позволяют достичь определённого результата в проце ...