В настоящий момент особо важное значение имеет методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в связи с тем, что на такой вид работы отводится значительная часть часов при изучении дисциплин.
Одним из важных направлений при разработке программного обеспечения для подготовки специалистов в любой отрасли знаний сегодня продолжает оставаться задача внедрения новых информационных технологий для осуществления обучения и проведения контроля полученных знаний. Современные специалисты не только должны обладать определенным багажом теоретических знаний, но и уметь творчески использовать полученные знания при решении практических задач.
Крымским экономическим институтом разработан программный комплекс WINTest, представляющий собой программную оболочку, которая может быть адаптирована к любой дисциплине. Комплекс WINTest обеспечивает подачу теоретического материала и связанного с ним блока вопросов. Теоретический материал имеет модульную структуру, представленную в виде связанного графа. WINTest соединяет в себе следующие элементы:
- краткий теоретический курс по темам дисциплины;
- практикум решения практических задач для проверки полученных знаний (тестовый модуль), связанный с изученным теоретическим материалом.
Данный комплекс может использоваться в качестве удобного средства обучения и контроля знаний. При разработке WINTest использовалась среда программирования Microsoft Visual Basic 6.0. При работе с программным комплексом WINTest перед преподавателем стоит задача создания теоретической базы, составления практических заданий и подготовка необходимых ответов средствами встроенного редактора. В системе также предусмотрен анализ и разбор неправильных решений и допущенных типичных ошибок. Пользователям (обучаемым) при работе с WINTest доступны теоретический блок, при необходимости сопровождаемый иллюстрациями по теме, блок примеров решения задач и непосредственно задания для выполнения (режим тестирования).
Отличительными особенностями комплекса WINTest являются:
- удобный и практичный интерфейс;
- гибкость при выборе оценки уровня знаний;
- отсутствие ограничений на количество обучаемых в списках учебных групп;
- возможность ограничения времени для выполнения практических заданий
- наличие справочной системы пользования;
- при выполнении практических заданий автоматическое включение приложения Калькулятор.
Результаты выполнения заданий сохраняются в отдельный файл, доступный только для преподавателей.
В дальнейшем планируется разработка сетевой версии данной программы и использование данного комплекса при проведении занятий на кафедрах института.
Тестирующий комплекс «Тестум» разработана Новгородским государственным университетом. Она расширяет возможности Виртуального практикума по физике для ВУЗов и позволяет преподавателям обеспечить компьютеризированный допуск к лабораторной работе, а студентам – подготовиться к ней и проверить свои знания.
База данных комплекса содержит более 400 тестовых заданий по всем разделам физики. Выполнение заданий осуществляется по современной эффективной технологии «конструирования ответа», когда студент заполняет пропуски в ответе словами и терминами из предлагаемого перечня. Такой подход обеспечивает практически стопроцентную достоверность контроля при многократном использовании одних и тех же заданий.
При контроле знаний в компьютерном классе преподаватель может организовать процедуру автоматического допуска к одной или нескольким лабораторным работам, которые проводятся с помощью «Виртуального практикума по физике для ВУЗов». В базе данных для каждого раздела (лабораторной работы) содержится набор заданий (вопросов). Преподаватель может указать количество заданий в тесте и алгоритм автоматического выбора заданий – либо в фиксированном, либо в произвольном порядке, при этом Тестирующий комплекс обеспечивает автоматическое формирование необходимого преподавателю содержания теста.
Таким образом, в настоящее времени в России есть условия для активного использования дистанционных технологий во всех образовательных направлениях деятельности: в довузовской подготовке, в очном и заочном образовании, в системе повышения квалификации и переподготовке кадров. Своеобразная «тестовая культура», уже сложившаяся в мире и России, приносит свои плоды, как позитивные, так и негативные. Как позитивным следует отнести, например, ушедшее в прошлое «глухое» сопротивление внедрению тестовых технологий. К негативным – стремление облегчить процедуру тестирования, превратить ее в «легкую прогулку» для учащегося.
Сегодня тестология – развивающаяся наука. В ее развитии принимают участие и ученые, и преподаватели, и учащиеся. Студенты педагогических направлений изучают методы составления тестовых заданий, пишут самостоятельные работы, высказывая свое мнение о негативных и позитивных сторонах процедур компьютерного тестирования. Описанные выше комплексы давно приобрели популярность среди студентов и учителей. На их основе ежегодно проводится более предметные олимпиады региональных уровней (в том числе и в среде Internet), ведется тестирование знаний школьников в школах, учителей в Центрах повышения квалификации. Студенческий вариант тренажера «Дидактор» широко используется в ДВГУ для тестирования знаний студентов (более 10 тыс. студентов, более 100 дисциплин ежегодно) очной, заочной форм обучения.
Педагогические заметки:
Из истории использования
искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...
Принципы воспитания: персонификация, природосообразность,
культуросообразность, гуманизация, дифференциация
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотре ...
Значение личного примера руководителя, наставника в
индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...